Эмпедокл

    Эмпедо́кл
  •          (греч. Ἐμπεδοκλῆς) из Акраганта (Агригента), греческий философ, род. ок. 490 г. до н. э., происходил из богатой и знатной агригентской фамилии. Его отец Метон в 470 г. участвовал в изгнании тирана Фрасидея; Э. сам в 444 г. сверг аристократию. Воодушевленный идеей о свободе, он отказался от предложенной ему царской власти и ввел сугубо демократическое устройство. Если не считать поездки в Фурии, Э. все время оставался в отечестве, но в преклонном возрасте, потеряв расположение народа, он оставил родной город и отправился в Пелопоннес; его врагам удалось воспрепятствовать его возвращению, и таким образом он умер на чужбине ок. 430 г. Отличаясь как государственный деятель, естествоиспытатель, философ, оратор и врач, Э. считался вместе с тем любимцем богов, при жизни почитался как чудотворец, после смерти — как герой. Любовь его друзей и ненависть врагов покрыли историю его жизни и особенно смерти рядом басен, в истинности которых трудно разобраться. Он подобен Пифагору, хотя не имел столь широкого поля для своей деятельности и не основал никакой школы. Он не ограничивался философскими спекуляциями о природе, но участвовал в политической деятельности и первым выдвинул теоретические положения общественного красноречия.
  •          Э. оставил поэтические произведения, составляющие переход от мифической космогонии к настоящей спекуляции. Его главное произведение приводится под заглавием «О природе» («Περὶ φύσεως»); оно состояло из 2000 стихов в 3 книгах, из которых первая содержала общие законы бытия и учение о совокупности всего, вторая описывала возникновение отдельных явлений природы, третья — образование и развитие человека и особенно учение о душе. «Καθαρμοί» («Очищения») из 3000 стихов были своего рода ификой, где, вероятно, содержалось учение о переселении души. Кроме того, ему приписывался «Λόγος ἰατρικός», поучительное стихотворение для врачей, а также трагедии и немало политических и исторических сочинений, хотя последнее сомнительно. Э. писал на ионическом диалекте и считался образцом строгого стиля; многочисленные фрагменты свидетельствуют о фантастическом и несколько тяжелом изложении.
  •          Будучи учеником Анаксагора, Парменида, Пифагора, Гераклита и др., Э. старался соединить ионическую физику с элеатской метафизикой и Пифагоровым учением о гармонии. В мифическо-поэтическом развитии появляются следующие главные пункты: ничто не является и не проходит, возникновение и исчезновение есть только смешение и разделение смешанного. Первоначально существовало 4 элемента (огонь, вода, воздух и земля), называющихся мифически: (Γαία) и при них движущие принципы — любовь (φιλία) и ненависть (νεῖκος). Эти 6 элементов, называющиеся также душами и богами, первоначально были соединены в сфере (описываемой в мифах как золотой век, в котором в мире царила одна Киприда), которая в духовном смысле есть гармония мира, единство всего, истинный бог, в материальном — совокупность элементов, хаос. Силой ненависти происходит движение в элементах, они отделяются друг от друга; но любовь снова соединяет их в образы. Через постепенное возвышение от слабо соединенных образований до более совершенных организмов возникают животные; высшая ступень есть человек, в котором преобладают огонь и любовь; душа же, как соединение всех элементов, находится в связи со всем сущим; таким образом, познание и мышление основано на чувствах: мышление (νόησις) есть познание (αἴσθησις).
  •          При этом Э. приходит и к более возвышенной духовной мысли, упоминая τρίτη δύναμις, внутреннее стремление равного к равному, как высший принцип в постоянно меняющейся борьбе противоположных сил. Этика Э. основана на общем, вечном мировом законе, распространенном повсюду; с ним соединяется Пифагорова аскетика или диететика, в силу которой запятнанная преступлениями душа должна стремиться к очищению и просветлению, чтобы снова достичь своего прежнего места; этому служит также ее переселение в животных и растения. Наряду с душой упоминаются демоны, оторванные от сферы и изгнанные, равно как наряду с вышеупомянутыми богами присутствуют боги народной религии