Школьное образование

    Шко́льное образова́ние
  •          (от греч. σχολή, досуг).
  •          а) У греков.
  •          Подробности в этом вопросе представляют некоторые затруднения, во-первых, потому, что, удаляясь по большей части от общественной жизни, школьное обучение было делом семейным, а во-вторых, оттого что оно было теснейшим образом связано с воспитанием (см. Воспитание) у этого народа свободы и гуманизма. Между тем, чем больше мы углубляемся в древность, тем больше кажется общественным как вопрос о школьном деле, так и весь быт. Кроме того, в Греции существовало различие между дорическими и ионийскими государствами и между периодом до и после Сократа. Умственное и духовное развитие, напр. спартанцев, ограничивалось музыкой и развитием ума и способности рассуждать; лишь немногие из них умели читать и писать. В Афинах, напротив, обучение было разносторонним и требовало большего числа учителей, преподававших каждый свой предмет. По Дионисию Галикарнасскому, дети одновременно учились чтению и письму по слоговому методу. При чтении повышение или понижение слогов выражалось степенью повышения голоса. Это делалось несколькими учениками одновременно и наверняка было хорошей музыкальной подготовкой. Затем при обучении особенно высоко ставили заучивание на память; при этом, как и у спартанцев, первое место занимали стихи Гомера. Он считался во всей Греции образцом мудрости, и поэтому знание его произведений ставилось выше точного знания законов. При этом преобладающая воспитательная сила поэзии прилагалась и к принципам философии. Кроме того, для обучения мальчиков постарше пользовались баснями Эзопа и произведениями поэта Симонида, особенно для того, чтобы воспитать юношу в воинственном духе. Во время великого переворота в эллинском быте, связанного с Пелопоннесской войной, всеобщим любимцем стал несколько нравоучительный и либеральный Еврипид. От письма, принадлежавшего к элементарным наукам, или грамматики должно отличать так называемую графику или искусство рисования, ставшее частью Ш. о. лишь во времена Аристотеля. За музыкой в более обширном смысле (см. Музыка) в программе воспитания следовала гимнастика (см. Гимнасий). За обучение этим предметам вносилась плата — или всем родом, молодое поколение которого училось вместе, или отдельными лицами, которые обычно платили во второй день Антестерий, в месяц антестерион, когда было самое большое число праздников, а поэтому и наибольшие каникулы. Лишь впоследствии учителя мудрости и красноречия получали жалованье из средств государства; поэтому до того времени им довольно дорого платили за обучение. Во время Пелопоннесской войны были открыты школы софистов и риторов, оказавшие решающее влияние не только на развитие эллинской образованности, но и на формирование нравственной жизни. Все образование приняло исключительно формальное направление; учителя, после того как Протагор первый взял вознаграждение за обучение, требовали платить им довольно значительный гонорар и стремились только к наживе. Известно, что Протагор брал за курс полного образования 100 мин. Однако некоторые, как, напр. Исократ (10 мин), составляли похвальное исключение из этого правила.
  •          б) У римлян.
  •          Здесь можно больше сказать о собственно школьном обучении, особенно потому, что в Риме оно, в соответствии с прагматической направленностью образования, сильнее отделялось от воспитания. С древнейших времен существовали школы, которые упоминаются еще раньше Рима в истории Тускула, Габиев и других латинских городов. Их называли scholae, т. е. местом отдохновения (в некотором смысле от утомительной общественной жизни), или ludi — упражнениями, причем именно умственными, поскольку все действия ума заключают свою конечную цель прежде всего в себе самих. Учителя назывались ludi magistri. Первый пример существования общественной школы мы находим в 449 г. до н. э. в рассказе о преследуемой децемвиром Аппием Клавдием Виргинии, которая, следовательно, посещала эту школу, будучи взрослой девушкой. Занятия происходили на площади в бараках; дети же слушали лекции и на улице (in triviis), вследствие чего элементарные познания уже Квинтилиан обозначал словами trivialis scientia («тривиальное», это слово нередко встречается в смысле «обычное»). Должно быть, уже в то время грамматика, диалектика и риторика принадлежали к trivium, как было в средние века, когда арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли отдельный учебный цикл — квадривий (quadrivium). Вознаграждалось обучение добровольными подарками и только со времен 2-й Пунической войны деньгами; гораздо позже государство стало выдавать учителям жалованье. В отличие от греков, в римском образовании предметами обучения стали именно практические науки, так что даже в самой математике арифметика предпочиталась геометрии. В то же самое время, когда детей обучали чтению и письму, с ними начинали заниматься арифметикой. Методом исчисления был, как и у греков, способ считать по пальцам. Физические упражнения состояли лишь в подготовке к войне, где веселые игры должны были уступать место более серьезной действительности. Уже в раннем возрасте дети учились танцам и пению и с особой любовью занимались плаванием. Что касается остальных предметов обучения, то не пренебрегали и предварительным ознакомлением с историей древности и изучением мифов. Можно предположить, что римляне занимались географией гораздо меньше греков, но с большим старанием читали и изучали произведения поэтов. Весьма замечательно то, что римляне были первым народом, занимавшимся иностранными языками в виде отдельной составляющей образования. В позднейшие времена греческий язык наряду с латинским стал главным образовательным средством. Поэты Ливий Андроник и Энний поясняли также сочинения греческих писателей, потому что в то время римская литература насчитывала немного собственных произведений. Кратет Маллосский из Киликии (см. Грамматика) первым в 165 г. до н. э. ввел в Риме изучение грамматики. Это произошло в то время, когда литература еще стояла на первой, чрезвычайно низкой ступени развития, тогда как греки занялись грамматикой только после упадка науки и искусства (см. Воспитание).
  •          Литераторами (literatures) назывались грамматики, учившие чтению и письму. В отличие от них, т. н. литераты (literati) принадлежали к высшему классу преподавателей, учивших своих учеников объяснять произведения поэтов и устраивавших при этом практические упражнения в письменном изложении и в развитии логического мышления. У римлян также применялась слоговая метода в начинавшемся до достижения 7-летнего возраста обучении чтению, причем ежедневно на это отводилось два урока. Особое внимание обращалось на ясное, отчетливое и верное произношение. От чтения отдельных слов переходили к чтению целых предложений и стихов, причем младшие повторяли слова за старшими. Много учили наизусть, к чему принуждал и недостаток в экземплярах какого-нибудь сочинения; более длинные отрывки с этой целью диктовались, причем брали материалы из древнейшей римской литературы. Так, Орбилий брал материалы из драм Ливия, другие — из Энния; но ни одним писателем не пользовались так часто при школьном обучении (что продолжалось и во все средние века), как Вергилием. С чтением соединялось заучивание грамматических форм и письмо, причем больше обращали внимание на правильность и красивый почерк, чем на быстроту. Писали грифелем (stuns, см. Стиль), или graphium, graphiolum на навощенных табличках (tabulae ceratae); см. Пугиллары. При этом все то, что должно было сохраняться, переносили потом на бумагу (charta) или пергамент (membrana), который исписывался только с внутренней стороны (см. Письмо). Ученики распределялись по своим успехам на классы, причем грамматики имели специальных помощников (hypodidascali, subdoctores, proscholi). Дисциплина отличалась чрезвычайной строгостью, за проступки детей наказывали ударами розог по рукам (ferula, flagellum называлось средство наказания за значительные провинности — обычно рабов, см. Телесное наказание). Некоторые, напр. Орбилий (см. Орбилий), пользовались дурной славой чрезвычайно драчливых (plagosi) учителей. Содержание школы было очень выгодно для некоторых владельцев. Так, училище Луция Апулея приносило своему владельцу 400 тыс. сестерциев ежегодного дохода. Каникулы были в праздники Сатурналий (сначала 1, затем 4 и даже 7 месяцев), в Квинкватрии и во время сбора плодов и винограда. Высший курс преподавания литераторов заключался в объяснении сочинений поэтов (сначала Гомера и Вергилия) и в изучении древности. Особое внимание при этом уделялось изучению греческого языка. Риторические упражнения были двоякого рода: для младших детей (pueri) и для более зрелого возраста (adulescentuli), причем первые имели характер совещательный (suasoriae), а вторые — дискуссионный (соntroversiae). Последние во времена императоров приобрели ведущее значение и даже оказывали пагубное воздействие на развитие почти всего образования, за исключением юридического, которое, напротив, в это время процветало (см. Юрисконсульты).