Царь

    Царь
  •          (греч. βασιλεύς, лат. Rex).
  •        1. Значение греческой царской власти явствует из слов Гомера, в которых ясно выражен принцип монархии в отличие от полиархии. С этим связана идея божественного начала царской власти (и самого происхождения царей от богов), переходившей от отца к сыну или ближайшему родственнику по праву первородства; если не было сыновей или родственников мужского пола, то власть переходила и в руки женщин. Раздел отцовского наследства между сыновьями случался редко. Цари в знак своего сана носили скипетр, имели ограниченную общественным мнением и обычаями власть и отличались внешними почестями, саном, физическим и моральным превосходством от своих подданных, доставлявших им средства к приличествующей их сану жизни недвижимым имуществом и особыми дарами, почетными подарками. Ц. одновременно был верховным жрецом, судьей и полководцем. При нем состояли советниками уважаемые мужи его народа. Ц. и его придворные (которых часто называют басилевсами и геронтами) составляли основу государства, тогда как самому народу часто предоставлялись лишь незначительные права (см. Формы правления).
  •        2. Римские цари, царствовавшие в первый период после основания города, первоначально избирались из рода Тациев и Рамнов, к которым позднее прибавились Луцеры. От смерти прежнего до избрания нового Ц. государством правили интеррексы (interreges, см. сл.), избираемые из числа сенаторов. Избранный сенатом Ц. утверждался в куриатных комиссиях. Затем авгур должен был при наблюдении знамений посвятить новоизбранного в сан, после чего он считался признанным богами. После этого ему передавалась в новых куриатских комиссиях военная власть (imperium). Ц. предлагал законы и был исполнителем решений сената и народного собрания, председательствовал в сенате и в народном собрании, предводительствовал войском на войне и вместе с сенатом заключал мир. В незначительных случаях он мог судить, не спрашивая волю народа, и постоянно председательствовал в суде. У римлян, как и у греков, Ц. принадлежала власть верховного жреца, которая приводила их в соприкосновение с богами и всем культом. Перед Ц. шли двенадцать ликторов со связками прутьев и с топорами, символизировавшими его царское достоинство; к этому прибавлялись курульное кресло и тога претекста (toga praetexta), тогда как корона и скипетр сначала не принадлежали к атрибутам царской власти. Доходы Ц. поступали с назначенных государственных земель; кроме того, они имели частную собственность.