Хор

    Хор
  •          (греч. χορός, лат. chorus), букв, «определенное место для танцев» (отсюда eurucoros, «просторный», как эпитет городов у Гомера) и, по всей вероятности, родственно с χόρτος («огороженная площадка»). Позже это слово означало:
  •          1) любое, большее или меньшее число лиц, выступавших в хороводах при религиозных праздниках и торжественных процессиях;
  •          2) в греческой трагедии и древнейшей комедии определенное число актеров, которые присутствовали как свидетели представляемого действия и заполняли пением время перерывов, отведенных для танцев.
  •          В праздники Диониса X. были первоначальной и главной частью торжества и послужили основанием для трагедии и комедии; в пении и танцах при совершении жертв, собственно, и состояло торжество. Со временем в перерывах между отдельными частями и песнями стало выступать лицо, которое занимало публику рассказами или даже разговорами с лицами, находившимися в X., и давало всему X. некоторый отдых. Отсюда постепенно развились диалог и драма как таковые. X. отступил на задний план, сделался побочным и несущественным в представлении и получил то значение и место, которое он занимает в сохранившихся трагедиях и комедиях. В них X. состоит из определенного числа лиц (в трагедиях 12, позднее 15, а в комедиях 24), которые играют роль опытных, рассудительных, бесстрастных мужей или старцев, женщин и даже девушек, находятся в некоторых отношениях и связи с действующими лицами и без страстного увлечения, спокойно и рассудительно, сопровождают действие на сцене то советами и утешениями, то ободрениями и предостережениями, не принимая в нем деятельного участия. Когда действие на некоторое время приостанавливается, напр. в антрактах, X. поет или произносит большие лирические пьесы, имеющие связь с действием, и тем старается повлиять на его ход. Эти лирические пьесы исполнялись то всеми хоревтами вместе, то полухором, то его меньшими отделениями, то отдельными лицами. Песням X., сопровождавшимся выразительными танцами и мимикой, трагики придавали большое значение; их разрабатывали с особой тщательностью и с большим искусством. Позднейшие трагики, начиная с Агафона, а может быть, уже и Еврипид, допускали иногда хоровые песни, не имевшие связи с действием, так называемые эмболимы (ἐμβόλιμα). Когда X. не поет, а говорит, то представителем его обычно является предводитель X., корифей, а в определенных случаях его заменяют предводители полухоров, парастаты (παραστάται). X. имел отведенное ему место в орхестре, которое обычно покидал не раньше окончания пьесы. В исключительных случаях, напр. в «Эвменидах» Эсхила, он находился на сцене. Изредка он удалялся во время действия, а потом появлялся опять. Так было в «Аяксе» Софокла и в «Алкестиде» и «Елене» Еврипида. Первое появление X., обычно справа от зрителей, называлось «парод» (πάροδος); удаление его во время пьесы — «метастаз» (μετάστασις); второе появление — «эпипарод» (ἐπιπάροδος); удаление в конце пьесы — «афод» (ἄφοδος). X. в продолжение всей пьесы не всегда оставался на одном и том же месте в орхестре, но менял его в зависимости от свойства пьесы и песен. Часто он делился на два полухора (напр., в «Аяксе» Софокла); кроме того, он исполнял искусные движения и эволюции, особенно танцы. Эти танцы в различных родах драмы имели особенные названия. Танец в трагедии назывался «эммелея» (ἐμμέλεια), в комедии — «кордакс» (κορδαξ), в сатирической драме — «сикиннис» (σίκιννις). Хоровые песни тоже имели особые названия. Первая песнь всего X. после пролога называлась «пародия»; песни между отдельными эпизодами, т. е. актами драмы, назывались «стасима» (στάσιμα); жалобные песни, певшиеся хором и актерами, назывались «коммы» (κομμοί). Поэт, желавший поставить на сцене свою драму, должен был испросить позволения у архонта; если он получал разрешение, то один из зажиточных граждан в качестве хорега должен был на свои средства набрать X. и позаботиться обо всем необходимом для его содержания, снабжения всем нужным и обучения (см. Литургия). Вследствие недостатка в хорегах, а также в результате отмены парабаза (см. Комедия) комический X. прекратил свое существование. Теперь его роль исполняло отдельное лицо. Это нововведение, до которого дожил Аристофан (см. его комедию «Плутос»), оставалось в средней и новой комедии и отсюда перешло в комедии других народов. Набираемые в X. лица — хоревты, получавшие плату и от государства, прежде всего должны были подвергаться испытанию, причем особое внимание обращалось на то, чтобы они не были иностранцами. Затем их обучал хородидаскал (χοροδιδάσκαλος), при котором состоял орхестродидаскал (учитель танцев). Сначала хородидаскалами были сами драматические поэты, по крайней мере, это определенно говорится об Эсхиле. Отличившиеся хореги в память своей победы посвящали медный треножник или возводили небольшой круглый храм из мрамора, на куполообразной крыше которого ставился этот треножник. Один такой памятник времен 111,2 олимпиады сохранился в Афинах (см. Лисистрат).
  •          

    Праздничный хор в честь Диониса. С изображения на архаической вазе.