Фокион

    Фокио́н
  •          (греч. Φωκίων), афинский государственный деятель (402—318 гг. до н. э.). Ф. происходил из бедной семьи среднего сословия, учился у Платона, дружил с Ксенофонтом, который был несколько моложе его, и воспитывался по лучшим образцам своего времени. В частной жизни был любезен и обходителен, но в общественной — суров и крут. Ф. презирал богатство и всякую роскошь, а вместе с тем и своих современников, считая их неспособными к свободе. Далекий от всяких идеальных порывов, благоговея только перед теорией полезного, он считал дисциплину и порядок под руководством сильного правителя наилучшей основой общественной жизни того времени. Таким образом, несмотря на свою любовь к отечеству и честность (его часто называют Хрестос, χρηστός, честный, дельный), Ф. сделался постоянным врагом Демосфена и сторонником македонского влияния. Отличаясь как полководец (он 45 раз был стратегом), Ф. был вместе с тем и государственным деятелем. Не обладая ораторским талантом, он умел сильно выражаться и старался путем убеждения напомнить народу в грубом тоне о его недостатках, отступая в этом от рутинной манеры тогдашних ораторов. Сначала Ф. примкнул к Хабрию, в качестве начальника левого фланга принимал деятельное участие в победе при Наксосе (376 г.) и прославился своей честностью при взимании податей с вновь присоединенных союзников. Последующее упоминание о нем относится к 351 г., когда он повел против Кипра вспомогательные войска, снаряженные для Артаксеркса карийским властелином Идрием. В 350 г. Ф. был послан в Эвбею, чтобы прекратить происки македонян и помогать эретрийскому тирану Плутарху. Он успешно сражался при Тиминах; но когда Плутарх проявил вероломство и жители обратились против афинян, война приняла несчастный оборот, и Эвбея была снова потеряна для афинян. Неизвестно, стоял ли Ф. также во главе позднейшей экспедиции в Эвбею (343 или 342 г.), окончившейся изгнанием тиранов Филистида и Клейтарха и восстановлением авторитета Афин; во всяком случае, он присутствовал при взятии Орея и Эретрии. В 339 г. Ф. спас Византию от Филиппа и охранял Мегару от нападений фиванцев. При этом он все-таки советовал афинянам жить в мире с Филиппом, после битвы при Херонее высказывался в пользу принятия «крайне умеренных условий мира», старался после смерти Филиппа отговорить афинян от преждевременного возмущения, несмотря на неудовольствие народного собрания, подал свой голос за изгнание ораторов народной партии, которого потребовал Александр, но затем выхлопотал прощение им всем, за исключением Харидема. За все это Ф. постоянно был в большом почете у Александра, но, несмотря на свою бедность, не принял от него ни денег, ни каких-либо других милостей. После смерти Александра он всячески противился возобновлению войны и при всякой новой победе в Ламийской войне высказывал свои опасения. Когда война окончилась поражением и Антипатр двинулся против Афин, стесненный народ стал искать защиты у приверженцев македонян. Ф. отправился с продажным Демадом для переговоров к Антипатру и вынужден был заключить мир, лишавший прав 12 тыс. граждан, особенно из низших слоев среднего сословия, сделавший македонян обладателями гавани Мунихии и отдавший на произвол врагов благороднейших граждан. С этих пор он стоял как стратег во главе государства и старался, насколько это было в его силах, смягчить тяжелые условия мира при его выполнении. Когда же после смерти Антипатра (319 г.) Полисперхонт обещал восстановление прежнего государственного устройства, чтобы привлечь Грецию на свою сторону, Ф., объединившись с Никанором, полководцем Антипатра, старался воспрепятствовать осуществлению этого; этим он возбудил против себя недовольство народа, и, когда Александр, сын Полисперхонта, высадился в Аттике с войском, Φ. был смещен и вместе со своими друзьями подвергся преследованию как изменник. Тогда они обратились к Полисперхонту, который отослал их обратно в Афины, предоставляя народу вынести приговор. Ритор Агнонид выступил обвинителем, и народное собрание единодушно присудило их к смертной казни за государственную измену. Ф. должен был, уже 80-летним старцем, выпить чашу с ядом (318 г.). Между тем вскоре произошла внезапная перемена в настроении общества, Ф. была воздвигнута статуя, а Агнонид был казнен. Жизнеописание Ф. приводится у Плутарха и Непота.