Фила

    Фи́ла
  •     I.
  •          (греч. φυλή, колено, племя), основное подразделение гражданского населения у греков. Название Ф., очевидно, появилось из стремления дать отдельным народностям, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, возвести их к определенным родоначальникам и придать таким образом прочность и авторитет государственным учреждениям, связывая их с естественными отношениями.
  •        1. Аттические Ф. Миф рассказывает о древних делениях на племена, которые относят к древнейшим аттическим царям. Так, одно деление приписывается Кекропу (Кекропида, Автохтон, Актея, Паралая); другое — Кранаю (Кранаида, Аттида, Месогея, Диакрида); третье — Эрихтонию (Диада, Афенаида, Посейдониада, Гефестиада). Эти названия, как мифические, так и географические (такие, как Актея, Паралия, Диакрида), указывали на местные различия и имели впоследствии важное политическое значение. В историческое время эти деления, равно как и деление Тесея на евпатридов, геоморов и демиургов (которое, очевидно, указывает на различие сословий), исчезли. Напротив того, до Клисфена сохранилось относимое к времени Иона ионийское деление на четыре племени: гелеонтов, госплетов, эгикореев и аргадов, значение которых еще не выяснено с достаточной убедительностью. Нельзя с точностью определить, в каком отношении означенные три сословия Тесея находились к трем фратриям, на которые, в свою очередь, распадалась каждая Ф. Во всяком случае, во главе каждой Ф. стоял филобасилевс из евпатридов; последние, следовательно, были распределены по всем Ф. Каждая фратрия распадалась на 30 родов (γένη), а в каждый род входило в среднем по 30 семей. Члены одного и того же рода частично были соединены между собой кровным родством (гомогалакты) и составляли, вероятно, аристократию, а частично принадлежали к одному роду вследствие общности жертвоприношений и храмов (горгеоны).
  •          Эта организация была, очевидно, весьма устойчива, пока роды были отделены друг от друга территориально. Ф. госплетов жила преимущественно в Тетраполе; Ф. эгикореев — от Брилесса и Парнета до Киферона; Ф. аргадов — в долинах на запад и на юг от Брилесса; Ф. гелеонтов — большей частью в Афинах и около Афин. С переменой места жительства это устройство сделалось невыгодным в политическом отношении; отсюда возникло учреждение навкрарий, созданных специально для административных целей (см. Навкрария). Опасность для государства увеличилась, когда бедные запутались в больших долгах, сделавшись из собственников арендаторами, которые или платили в виде аренды 1/6 часть доходов, или же оставляли себе шестую часть, отчасти попав в рабство и крепостную зависимость. Это положение делало совершенно необходимым полное преобразование государственного устройства, которое и осуществил Солон. Сначала, чтобы подготовить почву для своих законов и сделать народ способным воспринять свободное государственное устройство, он принял конкретные меры, уничтожив права личного задержания должников, возвратив их в прежнее сословие и установив облегчение в пользу должников (σεισάχθεια, букв, «снятие бремени», не эвфемизм для понятия «сложение долгов», но уменьшение тяжести долга посредством уменьшения монетной пробы, следовательно, повышения ценности прежних монет таким образом, что 100 новых драхм равнялось 73 старым: таким образом, тот, кто был должен 100 старых драхм, обязан был заплатить эту сумму новой монетой, т. е. стоимость 73 старых драхм). В то же время он сохранил ионийское деление народа, но лишил его прежнего политического значения введением тимократического и вместе с тем демократического устройства, так как принял состояние за меру политических прав. Именно он разделил народ по состоянию на четыре класса:
  •          1) пентакосиомедимны, которые получали со своих земель 500 или более медимнов хлеба ежегодного дохода или столько же метретов жидких продуктов;
  •          2) гиппеи («всадники», названные так потому, что кроме рабочих лошадей они должны были содержать боевого коня; зевгиты, имевшие одну пару рабочих волов или упряжь, должны были платить всадническую дань), которые получали от 500 до 300;
  •          3) зевгиты — 300—150 и
  •          4) феты — менее 150 мер. По этим классам он распределил права и обязанности граждан.
  •          О том, каким образом определялось количество прямых податей, подробно изложено в ст. Государственное хозяйство. Относительно военной службы следует заметить, что феты служили только легковооруженными и во флоте, три же первые податные класса — гоплитами, причем только из двух первых классов набиралась конница (см. Войско). Сообразно с этим были различны и права классов. Доступ к должностям (которые тогда распределялись путем выборов в народном собрании посредством поднятия руки, см. Хиротония), до должности булевтов включительно, имели только первые три класса; архонтом же мог быть только пентакосиомедимн. Феты имели доступ только в народное собрание и в суд гелиастов, влияние которого не было тогда еще столь велико, как впоследствии, так как архонты во многих случаях еще обладали самостоятельной судебной властью (см. об олигархическом элементе в государственном устройстве Солона в ст. Буле и Ареопаг, доступ к которому также имели только пентакосиомедимны; см. также Эфеты).
  •          Фратрии и роды все еще сохраняли политическое значение в качестве наблюдателей за чистотой происхождения как существенным условием права гражданства. Вновь вышедшая замуж гражданка заносилась в списки фратрии мужа; всякий родившийся ребенок — в списки фратрии и рода своего отца.
  •          Полному изменению в демократическом смысле учреждения Солона подверглись после изгнания Клисфеном Писистратидов. Он окончательно уничтожил ионийские Ф., а фратрии и роды оставил только ради религиозных обычаев, но без всякого политического значения. Вместо того он разделил страну на 10 новых, местных Ф., названных по именам аттических героев: Эрехтеида, Эгесида, Пандионида, Леонтида, Акамантида, Ойнеида, Кекропида, Гиппофонтида, Эантида, Антиохида. Соответственно числу Ф. число навкрарий было увеличено до 50, а число булевтов — до 500. Относительно организации совета, находившейся в связи с Ф., см. Буле. Во главе Ф. стояли эпимелеты. Ф. были разделены на демы, число которых со временем возросло до 171. Подробности об управлении в демах, об их обязанностях и об участии в военной службе см. Войско, а об их отношении к родам см. Демы.
  •          Таким образом было положено основание неограниченной демократии, которая была еще более развита введением остракизма (см. Экклесия) и тем, что большая часть государственных должностей занималась по жребию, а не по выборам, как раньше. В 479 г. Аристид довершил это демократическое устройство, предложив закон о допущении ко всем государственным должностям всех граждан без различия рождения и имущественного положения.
  •          В 307 г. из лести к Деметрию Полиоркету было добавлено еще две Ф., Антигонида и Деметриада, которые после его падения получили названия Птолемаида и Атталида.
  •        2. Дорические Ф. Происхождение дорических племен сказание связывает с именем дорического царя Эгимая. Он уступил Гераклу третью часть своей земли в благодарность за помощь, оказанную ему против лапифов. Сын Геракла, Гилл, и сыновья Эгимия, Диман и Памфил, по преданию, дали племенам дорийцев (Гомер в «Одиссее» называл их трихайками, τριχάϊκες, «разделенными на три части») свои имена: Галлеи, Диманы, Памфилы. Везде, где были дорийцы, находились и эти племена, которые состояли исключительно из дорийцев. Там, где в делах правления в более или менее значительном количестве принимали участие колена недорического происхождения, они рядом с дорическими образовывали свою собственную Ф., напр., в Аргосе и Эпидавре — Гирнефию, в Сикионе — Эгиалейскую Ф. В Спарте, где дорическое племя было исключительно господствующим и составляло собственно государство, мы видим поэтому только три дорические Ф., разделенные каждая на 10 об, известных также под названием фратрии, из которых две обы гиллеев были царскими обами. Нельзя безоговорочно утверждать, что 30 геронтов находились в связи с 30 обами (из каждой обы по одному геронту), но это, во всяком случае, весьма вероятно. Пять округов (комы), на которые делилась Спарта или ее ближайшие окрестности, а именно Питана, Лимны, Мессоя и Киносура (имя пятого округа неизвестно; он, возможно, назывался Гедол или Дима), ошибочно также называют Ф. Что Ф. и обы по месту были различны, можно принять с достаточной вероятностью, хотя отношение их к пяти комам неизвестно.
  •     II.
  •          (греч. Φυλή), хорошо укрепленная пограничная крепость афинян на границе с Беотией, в 100 стадиях от Афин, на вершине крутой скалы на юго-западном склоне Парнета. Отсюда Фрасибул предпринял нападение на 30 тиранов.