Ферамен

    Фераме́н
  •          (греч. Θηραμένης) из Кеоса, приемный сын Гагнона Стинрийского, афинский политик. Получил образование под руководством философов, особенно Продика, и выделялся политическим умом и красноречием. При этом, не обладая сильным характером и не отличаясь твердостью убеждений, он в погоне за властью и влиянием примыкал к разным партиям, не присоединяясь окончательно ни к одной из них. Непостоянный и бесхарактерный, Ф. всегда готов был бросить друзей и перейти к противникам, за что современники прозвали его Котурн (Κόθουρνος, род сапога, который можно было надевать на любую ногу). В первый раз Ф. участвовал в общественных делах в 411 г. при свержении демократии, но вскоре перессорился с другими членами новоизбранной олигархии, примкнул к народной партии и даже выступил обвинителем против олигархов. Принадлежа к умеренной народной партии, Ф. некоторое время был самым влиятельным лицом в Афинах, занимал высокие должности и в сражении при Аргинусах был в числе стратегов. Когда же настроение народа обратилось против последних, за то, что они не спасли погибавших в сражении, Ф. выступил обвинителем против своих товарищей и был виновником смертного приговора и их казни. Когда после сражения при Эгоспотаме Лисандр осадил Афины, Ф. вызвался выхлопотать у него выгодные условия мира и был послан уполномоченным к Лисандру для переговоров. Но он не сдержал своего обещания и, умышленно затягивая переговоры, до того усилил бедственное положение осажденных, что они готовы были принять любые условия мира. Затем вместе с Лисандром Ф. устроил внутренние дела города и сделался одним из Тридцати тиранов, но вскоре вынужден был уступить свое первенствующее влияние более энергичным людям. Не будучи жестоким от природы, он вскоре стал громко и упорно порицать насилия и казни, но ему не удалось побороть непреклонного и решительного Крития, который, безуспешно стараясь привлечь Ф. на свою сторону, объявил его в собрании опаснейшим врагом существующего порядка вещей и предложил казнить. Ф. защищался очень красноречиво, софистически приукрашивая свои дела; собрание высказалось в его пользу, но Критий велел вооруженной молодежи стащить его с находившегося в собрании (Буле) жертвенника, у которого Ф. искал спасения, бросить в темницу и там казнить. Ф. выпил чашу с ядом; в последующие века многие, вопреки мнению его современников, превозносили его как хорошего гражданина и истинного мудреца.