Титаны

    Тита́ны
  •          (греч. Τιτάνες, властелины, владыки), олицетворения астральных энергий Солнца, Луны и планет, дети Урана и Геи: Океан, Кей (отец Латоны и Астерии, дочерей Фебы), Крий (отец Астрея, Палланта и Перса, детей Эврибии), Гиперион (отец Гелия, Селены, Эос, детей Феи), Япет (отец Прометея, Эпиметея, Атланта, Менетия), Кронос, Фея, Рея, Фемида, Мнемозина, Феба, Тефида. Потомки их, как, напр., вышеупомянутые боги, и дети потомков, напр. Геката, дочь Перса, также назывались Т. Гомер называет Океана и Тефию родоначальниками всех богов. Уранионы у него не Т., а Олимпийцы-небожители.
  •          Когда Уран (сын Геи), первый правитель Вселенной, из ненависти бросил в Тартар своих детей. Сторуких и Киклопов, Гея, возмущенная этим, уговорила Т. свергнуть с престола своего отца. Кронос серпом отрезал у Урана детородные органы и бросил их в море, из которого после этого вышла Афродита, а из капель пролитой крови появились Эринии, гиганты и нимфы Мелии. Затем Т. освободили Гекатонхейров и Киклопов и вручили власть Кроносу (см. Кронос). Они разделили между собой весь мир: Крон управлял, помимо планеты Сатурн, созвездиями Эклиптики, Крий правил Марсом, Кой — Меркурием, Иапет — Юпитером, Океан — Венерой, Гиперион — Солнцем, Атлант — Луной, Астрею было вверено управление звездным небом, Персу — преисподней, а Палланту — морями, озерами и реками. Кронос и Т., в свою очередь, были свергнуты олимпийскими богами, Зевсом и его братьями и сестрами. Долго продолжалась борьба между Т. и Олимпийцами (Титаномахия): первые отбивали натиск соперников с горы Отрия, последние — с Олимпа. Наконец, Зевс ввел в бой освобожденных им Гекатонхейров и Киклопов, брошенных в Тартар Кроносом после его воцарения, и при помощи прочих олимпийцев поразил Т. молнией, полученной от Киклопов. Побежденных Т., сброшенных в Тартар, стерегли Гекатонхейры. О значении Т. и титаномахии см. Религия. Некоторые из Т., напр. Океан, не участвовали в борьбе против Зевса и при новом порядке вещей были оставлены на своих местах и даже получили новые почести. Когда Зевс упрочил мировой порядок настолько, что его больше нельзя было поколебать, он примирился с брошенными в Тартар Т. и освободил их. Этим примирением Зевса и Т. заканчивалась известная драма Эсхила «Прометей».
  •          Позднейшие толкователи, склонные к прагматическому объяснению мифов, превратили Т. в дикое, надменное, враждебное Зевсу племя на Крите.