Тесей

    Тесе́й
  •          (греч. Θησεύς, лат. Theseus), аттический мифический герой, сын афинского царя Эгея (или Посейдона) и Эфры, дочери Пелопида Питфея, мудрого царя Трезена. Место, где он родился, находилось между Трезеном и Гермионой и называлось «генетлий» (γενέθλιον). Воспитал Т. Питфей, Хирон научил его охоте, а его наставником был Коннид, которому за это афиняне накануне праздника Т. приносили в жертву барана. Юношей Т. отправился в Дельфы и принес в жертву Аполлону свои волосы. Когда он возвратился домой, мать повела его к каменной глыбе, под которой Эгей перед своим возвращением из Трезена в Афины положил свой меч и сандалии, поручив прислать к нему сына, когда тот подрастет настолько, что будет в состоянии вынуть из-под скалы меч и обувь. Τ поднял скалу, взял меч и обувь и отправился с ними в Афины. По дороге ему пришлось пережить разные приключения. Близ Эпидавра он убил сына Гефеста, Перифета, прозванного Коринетом (Дубиноносцем) за то, что он убивал дубиной проходящих путников; Т. взял эту дубину себе. На Истме он одолел сына Полипемона или Посейдона, разбойника Сина (Синна) по прозвищу Питиокамп (Сосносгибатель), который разрывал путников, привязывая их к двум соснам, согнутым им. Т. убил его таким же способом. От его дочери Перигуны он имел сына Меланиппа. Затем он убил кроммионскую свинью Фаю (Серую), а на границе Мегары и Аттики, на Скиронской скале,— Скирона, который грабил прохожих, заставлял их мыть ему ноги и потом ногами сталкивал их в море, где черепаха съедала их трупы. В Элевсине Т. победил аркадского борца Керкиона, сына Посейдона, сводного брата Триптолема, у Кефиса убил Дамаста или Полипемона, прозванного Прокрустом (Вытягиватель) за то, что он растягивал останавливавшихся у него путников в своей кровати до тех пор, пока они не умирали. В Кефисе Т. был очищен фиталидами (см. Фитал) от пролитой им крови и потом отправился к отцу, у которого в то время находилась бежавшая из Коринфа Медея (см. Аргонавты). Узнав Т., она уговорила Эгея отравить его во время пира. Но когда Т. вынул взятый им из-под скалы меч, для того чтобы разрезать мясо, отец узнал его. Медея вместе со своим сыном от Эгея, Медом, бежала в Колхиду, где возвратила власть своему отцу, свергнутому с престола. Эгей представил Т. народу, после чего сыновья Палланта, брата Эгея, подняли восстание, но были побеждены вследствие измены Лея и убиты. Вскоре после этого Т. удалось поймать живым марафонского быка, которого он принес в жертву Аполлону Дельфийскому. В это время царь Минос в третий раз потребовал присылки 7 юношей и 7 девушек, которых афиняне через каждые 9 лет отсылали в виде дани за убийство Андрогея (см. сл.) на Крит, где их бросали на съедение Минотавру. Т. добровольно вызвался отправиться в числе прочих жертв и обещал отцу убить Минотавра. В Лабиринте он одолел чудовище и вышел из запутанных ходов при помощи нити, полученной от Ариадны, дочери Миноса и Пасифаи. Таким образом Т. освободил афинян от дани. Затем вместе с Ариадной он отправился в Афины, но она доехала только до Наксоса (Дня). По одному преданию, Дионис силой отнял ее у Т. и сделал своей женой; по другой версии, Т. изменнически покинул спящую Ариадну, которую нашел Дионис и сделал ее своей бессмертной супругой; существует также предание, что она сама убила себя на Наксосе. У Гомера слились две версии текста: согласно первой, она была убита Артемидой на Наксосе, по второй — задержана ею при помощи Диониса, сделавшего ее своей супругой. При возвращении Т. в Афины Эгей вследствие ошибки своего сына убил сам себя (см. Эгей). Т. сделался царем Аттики и уговорил отдельные общины страны признать Афины столицей общего аттического государства. В память этого объединения он учредил Панафинейский и Синекийский праздники (Плутарх называет последний метекийским). Т. также ввел Истмийские игры и присоединил Мегару к Аттике, участвовал в походе Геракла против амазонок и получил в награду или же увел хитростью царицу амазонок Антиопу или Ипполиту. В отмщение за это амазонки пошли войной на Афины, но Антиопа способствовала заключению мира. По другому преданию, она была убита возле горячо любимого ею Т. От нее Т. имел сына Ипполита (см. сл.). После смерти Антиопы он женился на сестре Ариадны, Федре, и имел от нее сыновей Акаманта и Демофонта. Т. принимал участие в походе аргонавтов и в Калидонской охоте. Замечательна была его дружба с лапифским царем Пирифоем, который помог ему похитить Елену. Однако Диоскуры в отсутствие Т. захватили Афидну, где была спрятана Елена, и взяли в плен мать Т. Эфру (см. Эфра). Т. помогал Пирифою при изгнании кентавров (см. Пирифой) и спустился с ним в подземное царство, чтобы похитить для него супругу Аида. За такую дерзость Аид велел Эриниям наказать обоих, и они приросли к скалам, на которые сели в подземелье. Впоследствии Геракл освободил их обоих (или только одного Т.). По возвращении из Аида Т. нашел на своем престоле Менесея, сына Петея, а настроение граждан было неблагоприятным для него. Тогда он отправил своих детей на Эвбею к сыну Халкодонта, Элефенору, проклял на Гаргетте афинян и удалился в Скир, где царь Ликомед сбросил его со скалы в море; по другому преданию, Т. сам, споткнувшись, упал в пучину. Его сыну Демофонту удалось возвратить отцовскую власть в Афинах. Впоследствии афиняне почитали Т. как героя; Кимон по приказанию Дельфийского оракула перенес его останки из Скира в Афины, где над его могилой ок. 465 г. до н. э. был выстроен великолепный храм Тесейон. Праздник в его честь — Тесей — отмечался 8 пианепсиона; кроме того, Т. и Посейдону был посвящен 8-й день каждого месяца. Т. принадлежит к героям посейдонского цикла мифов. Посейдон назывался его отцом, и имя Т. первоначально было всего лишь прозвищем этого бога. Посейдон был национальным богом ионян, а Т. — их главным героем, и афиняне старались придать ему такой же блеск, какой дорийцы придавали своему Гераклу. Поэтому многие приключения Т. представляют копию с подвигов Геракла и, как это бывает при подражаниях, часто превосходят образец. Впрочем, ионический герой никогда не достигал той славы, какой пользовался у всех греков Геракл. Афиняне считали Т. основателем и учредителем своего государства, и даже само его имя означает «основатель» (произвол. от τίθημι). Т. изображали подобно Гераклу; обычно его представляли безбородым юношей крепкого телосложения, напоминающим Геракла, но с неразвитыми мускулами, указывающими больше на ловкость в борьбе: он считался изобретателем палестры. Волосы его не так курчавы, как у Геракла. На более древних изображениях он представлен держащим меч, на позднейших — дубину и львиную шкуру.