Танец

    Та́нец
  •          (греч. ὀρχηστική, лат. saltatio). У Гомера понятие Т. было тесно связано с игрой на цитре и пением. Чаще всего танцор и певец был одним и тем же лицом, и Т. обычно сопровождался игрой на цитре, а также мимическими телодвижениями. Гармоничное развитие тела, о котором греки так много заботились, главным образом обнаруживалось в их орхестике или танцевальном искусстве, которое сначала было исключительно мимикой, т. е. выражением мыслей и чувств посредством телодвижений. Таким образом, Т., вместе с поэзией и музыкой, принадлежали к области изящных искусств и отличались от этих двух видов искусства только средством выражения. Заключаясь в телодвижениях, Т. близок к гимнастике, отличаясь от нее тем, что цель гимнастики — развитие и укрепление тела — в Т. уже предполагается достигнутой, и, основываясь на этом, они имеют целью красоту и изящество движений. Греческое танцевальное искусство, подобно современному балету, состояло преимущественно в движениях рук и ног, и начало его восходит к отдаленной древности; уже во времена Гомера оно играет важную роль. Материал для мимического выражения в Т. обычно предоставляла мифология. Т. были весьма различны, и Полидевк дает их перечисление. Основными видами Т. были Т. мужские и женские, военные и мирные, затем было множество разновидностей Т., особенности которых обусловливались местными условиями. Так, Аристоксен у Афенея называет Т. лаконские, трезенские, эпизефирские, критские, ионийские и мантинейские. Эти Т., в свою очередь, имели несколько различных подразделений. Т. применялись:
  •          1) как воспитательное средство, особенно у спартанцев;
  •          2) в общественной жизни, преимущественно на пирах, где зрителей развлекали профессиональные танцоры, занимавшиеся Т. как ремеслом, а не искусством, так как со временем появился предрассудок, осуждавший публичные танцы. Т. не составляли также принадлежности народного гулянья, а увлечение ими считалось признаком нескромности. Совместные Т. взрослых лиц обоего пола были также не в обычае. Римляне еще строже смотрели на Т. в общественной жизни. Напротив,
  •          3) религиозные Т. были необходимой принадлежностью культа и вместе со светскими Т. составляли существенную часть многочисленных праздников. Религиозные Т., простые и хороводами вокруг алтаря, были обязательной принадлежностью праздников Диониса и Аполлона на о. Делос.
  •          Хороводы, за исключением вакхических и пляски корибантов, состояли в медленных ритмических движениях. Такой хоровод Т. на о. Делос назывался «геран» (γερανός) и исполнялся в честь Тесея, петлявшего по Лабиринту. Военные Т., особенно распространенные в дорических государствах, преимущественно в Спарте, имели более оживленный характер и исполнялись на празднике гимнопедий. Важнейший военный Т. назывался «пирриха» (см. сл.). Военные Т. существовали и у других народов, напр., фракийцев, мисийцев, персов, пафлагонцев и особенно фессалийцев. На пирах военные Τ исполнялись для развлечения гостей. Платон обозначает все виды военных Т. общим названием «пирриха», так же, как все мирные Т. он называет «эммелия» (см. сл.). Эти последние были весьма разнообразны, и в их число входили и театральные танцы.
  •          Кроме того, полевые праздники сопровождались различными деревенскими Т., имевшими как мимический, так и ритмический характер. Эпиленией (ἑπιλήνιος) назывался Т., в котором представлялись все действия, совершаемые при собирании и выжимании винограда. Гимнастический Т. назывался «бибасис» (βίβασις) и состоял в том, что мальчики и девочки подпрыгивали вверх и били себя сзади ногами, причем зрители считали прыжки. Т., называвшийся ὅρμος (ожерелье), девочки и мальчики танцевали вместе, составляя кружок (греки таких совместных Т. мальчиков и девочек вообще не одобряли).
  •          У римлян танцевальное искусство редко выступало за рамки театра. Ливий упоминает, что в 209 г. до н. э. девушки размеренным шагом ходили вокруг жертвенного алтаря. К танцевальному искусству следует причислить и пляску салиев, как первоначальный вид saltatio. Во времена Августа девушки любили ионийские Т. с плавными жестами, а во времена Империи танцевальное искусство сделало значительные успехи, присоединив к танцам пантомиму. Но наибольшего развития танцевальное искусство достигло на театральной сцене. Из театральных танцоров особой известностью пользовались Пилад, отличившийся в важных и патетических трагических танцах, и Бафилл, исполнитель легкого комического танца, жившие во времена Августа. На стенных картинах сохранились многочисленные изображения различных Т. Кроме Рима и Греции танцевальное искусство было развито в Испании и на востоке. Из Гадеса приезжали в Рим искусные танцовщицы, которые привлекали на свои представления многих посетителей. Со времен Александра Великого греческие Т. были перенесены на восток; по крайней мере, они несомненно были в употреблении в Сирии при дворе Селевкидов и в Египте при дворе Птолемеев.