Спарта

    Спа́рта
  •          (греч. Σπάρτη, лат. Sparta).
  •        1. Топография, см. Лаконика.
  •        2. История. На Лаконской земле первоначально жили лелеги, потом туда пришли ахейцы из царского рода, родственного с Персеидами, а позднее их место заняли Пелопиды. Согласно преданию, при завоевании Пелопоннеса дорийцами Лакония — самая неплодородная и незначительная область, — в результате обмана при метании жребия досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодему, Эврисфену и Проклу, потомков которых называли двоевластвующими царскими династиями Агиадов (по Агиду, сыну Эвросфена) и Эврипонтидов (по Эврипонту, внуку Прокла). Главным городом вскоре сделалась Спарта, выросшая близ древних Амикл, которые, подобно остальным ахейским городам, утратили свои политические права. Помимо правящих дорийцев и спартиатов население страны состояло из ахейцев, сохранивших личную свободу и недвижимую собственность, но лишенных политических прав, а также периэков и илотов, в наказание лишенных своих земельных участков и обращенных в крепостных. Долгое время С. ничем не выделялась среди дорических государств. Внешние войны она вела с соседними аргивскими и аркадскими городами, а внутри державы постоянно бушевали распри дорической аристократии с царской властью. Ее возвышение последовало только со времен Ликурга и после него. Так как в основание его законов легло знание народного характера, то С. с этих пор сделалась главнейшей представительницей доризма, лучшими чертами которого были следующие: настойчивость, решительность и активность, твердое следование установившимся нормам, соблюдение дисциплины и обычаев предков. Вновь пробудившийся национальный дух прежде всего обнаружился в окончательном покорении всех остатков ахейских жителей царями Харилаем, Телеклом и Алкаменом, а затем в борьбе против родственной области Мессении, причиной которой был спор о денфелиатской пограничной земле. С окончанием двух войн (743—723 и 685—668 гг. до н. э.) удалось окончательно покорить страну, после чего коренные жители были лишены своих земельных владений и обращены в илотов. О том, что и внутри страны в это время не было спокойствия, свидетельствует насильственная смерть царя Полидора, расширение полномочий эфоров, имевшее целью ограничение царской власти, и высылка парфян (вероятно, полуахейское смешанное племя), которые под начальством Таланфа основали в 707 г. Тарент. С тех пор как С. в тяжелых войнах победила аркадян, вскоре после 660 г. принудила Тегею признать ее первенство и по договору, который сохранялся на поставленной у Алфея колонне, заставила заключить почетный вооруженный союз, она считалась в глазах иностранных народов первым государством Греции (Ἑλλάδος προστάτης). Это преобладание спартанцев выражалось главным образом в том, что они старались свергнуть тиранов, которые с VII в. до н. э. появились почти во всех греческих государствах. Они способствовали изгнанию Кипселидов из Коринфа и Писистратидов из Афин, освободили Сикион, Фокиду и несколько островов Эгейского моря от их тиранов и оказывали сопротивление могущественному Поликрату Самосскому; этим они приобрели себе в отдельных государствах партию благородных и знатных приверженцев. Аргос дольше всего соперничал со С. из-за первенства. Но когда спартанцы в 550 г. завоевали долго оспариваемую пограничную область Кипурию с городом Фиреей и царь Клеомен ок. 520 г. нанес аргивянам решительное поражение при Тиринфе, Аргос стал держаться в стороне от всех предприятий, которыми руководила С. Прежде всего спартанцы заключили союз с Элидой, а затем с Тегеей, и постепенно с помощью договоров они привлекли на свою сторону и остальные Пелопоннесские государства. Эта симмахия состояла в том, что С. имела главное командование на войне и была местом собраний и совещаний. В то же время она не посягала на независимость отдельных государств, ибо автономия союзных государств строго сохранялась; кроме того, они вовсе не платили С. подати (φορός), не имели постоянного союзного совета, но созывались в С. смотря по надобности. Распространить эту власть на Пелопоннесе не входило в намерения С., но общая опасность во время Персидских войн привела все государства, кроме Аргоса, под начальство С. С устранением ближайшей опасности спартанцы поняли, что им не под силу продолжать войну с персами вдали от своих пределов, и, когда Павсаний и Леотихид опозорили спартанское имя, они должны были допустить, чтобы Афины в 476 или 472 г. приняли на себя дальнейшее руководство на войне, а сами ограничились Пелопоннесом. Но с этих пор стали часто появляться поводы к соперничеству и столкновению между С. и Афинами. Когда С. пострадала от землетрясения и восстания илотов и мессенян, в 465 г., произошел раскол (в 461 г. до н. э.), а в 457 г. до н. э. спартанское войско появляется в Элладе под предлогом защиты Дориды от фокейцев, в действительности же, чтобы воспрепятствовать дальнейшим успехам афинян. Благодаря перемириям 451 и 445 гг. спор на время прекратился. Но Афины все далее распространяли свое влияние, и вследствие этого, еще до истечения первой половины срока, на который было заключено последнее перемирие, в 431 г. началась Пелопоннесская война, которая окончательно сломила могущество Афин и вернула гегемонию С. Однако в это время прочные основы законодательства Ликурга были нарушены Лисандром и Эпитадеем; из-за стремления неграждан к полноправию в 397 г. вспыхнуло восстание Кипадона, которое, правда, не удалось. Упроченную в Греции власть Агесилай пытался распространить на Малую Азию и успешно сражался против персов, пока персидские деньги не вызвали в 395 г. Коринфской войны. После нескольких неудач, главным образом после поражения на море при Книде (394 г.), С., желая воспользоваться успехами оружия своих противников, уступила по Анталкидову миру великому царю Малую Азию, признала его посредником и судьей в греческих делах и таким образом, под предлогом свободы всех государств, обеспечила за собой первенство в союзе с Персией. Только Фивы не подчинились этим условиям и лишили С. преимуществ постыдного мира; Афины с победой при Наксосе (376 г.) составили новый союз, и С. в 372 г. формально уступила гегемонию. Еще большее несчастье постигло ее в дальнейшей войне с Фивами. Неприятели показались перед городом, даже на агоре, и, хотя им вскоре пришлось отступить, Эпаминонд успел нанести окончательный удар городу восстановлением Мессении (369 г.) и основанием Мегалополя. В 365 г. спартанцы вынуждены были позволить своим союзникам заключить сепаратный мир с Фивами. С этого времени С. и внутри, и вне быстро шла к упадку, а вследствие объединения и роста долгов законы превратились в пустую формальность. Союз с фокеянами, которым они послали помощь, но не оказали действительной поддержки, настроил против них Филиппа Македонского, который появился в 344 г. в Пелопоннесе и утвердил независимость Мессении, Аргоса и Аркадии, но, с другой стороны, не обратил внимания на то, что не были отправлены послы в Коринфское собрание. Во время отсутствия Александра Великого царь Агид II при помощи денег, полученных от Дария, пытался свергнуть македонское иго и сделать Грецию свободной, но потерпел поражение от Антипатра при Мегалополе и был убит в 330 г. Постепенно исчез воинственный дух, что показывает укрепление города при нападениях Деметрия (296 г.) и Пирра (272 г.). Попытка Агида III (242 г.) произвести с уничтожением долговых книг новый раздел поземельной собственности и увеличить число граждан, упавшее до 700, оказалась неудачной вследствие своекорыстия богатых; это удалось в 226 г. Клеомену III только после насильственного уничтожения эфората. В это время для С., по-видимому, наступила новая пора процветания. Клеомен был близок к тому, чтобы захватить власть над Пелопоннесом. Однако союз ахейцев с Македонией привел Антигона Досона в Пелопоннес, а поражение при Селлассии (222 г. ) и последовавшая вскоре затем смерть Клеомена в Египте положили конец царству Гераклидов. Антигон, правда, великодушно оставил спартанцам их независимость; после царствования незначительных государей (Ликурга, Хилона) восстали пользовавшиеся дурной славой тираны Миханид (211—207 гг.) и Набид (206—192 гг.). Оба должны были уступить Филопемену, который в 192 г. включил С. в Ахейский союз, но в 189 г. строго наказал восставших спартанцев и заменил Ликурговы учреждения ахейскими. Жалобы угнетенных были услышаны римлянами, которые долгое время поддерживали взаимные раздоры, пока в 146 г. до н. э. не сочли своевременным покорить Грецию. Спартанцы, однако, сохраняли свою свободу настолько, насколько греческому государству возможно было пользоваться ею под верховною властью Рима (см. Элевтеролаконы). Ликурговы законы сохранялись вплоть до сер. V в. н. э.
  •        3. Государственное устройство. Большое сходство спартанского государственного устройства с критским объясняется общим обоим государствам дорическим происхождением и характером, а также тем обстоятельством, что важнейшие города Крита составляли спартанские колонии. Поэтому вопрос, насколько правдоподобно сказание о том, что Ликург заимствовал часть своих законов (ретров) из Крита, не имеет существенного значения. В новейшее время в некоторых из них заподозрили даже финикийское влияние. Население разделялось на три класса:
  •          1) спартиаты-победители, в собственном смысле полноправные граждане;
  •          2) лично свободные периэки;
  •          3) порабощенные илоты (подробности см. Экклесия, Илоты, Гражданские права).
  •          Цель законодательства Ликурга состояла в том, чтобы держать граждан в безусловном подчинении государственным интересам, в первую очередь развивать в них способность к военной службе и затруднять всякое изменение древних учреждений. Отсюда вытекало разделение земель на нераздельные и неотчуждаемые участки; 9 тысяч для спартиатов, 30 тысяч меньших — для периэков, отсюда — учреждение общего воспитания (см. Воспитание), сисситии (см. Сисситии); запрещение заграничных путешествий, высылка иностранцев, ограничение личной свободы и деятельности (ремеслами и торговлей могли заниматься только периэки; при торговле в уплату запрещено было принимать благородные металлы), подчинение граждан правительству младших — старшим, которое облегчалось ввиду надежды безусловным повиновением когда-нибудь достигнуть права повелевать другими; всеобщее презрение к трусости, а также к безбрачию (ибо государство считало себя вправе требовать продолжения рода).
  •          Государственное устройство представляло смесь монархических, аристократических и демократических форм. Монархический принцип представляли оба царя; им оказывали почести, как царям героических времен, но эти почести были больше, чем их власть. Главное право царя заключалось в верховном командовании на войне, которое позднее ограничивали прикомандированные эфорами лица (см. Эфоры). Аристократический элемент виден в герусии (см. Герусия) — в течение долгого времени самого влиятельного учреждения С. Демократия нашла себе место в экклесии (см. сл.); ее главными представителями были эфоры, возрастающая сила которых сдерживала царей и аристократическую герусию и обозначала успех и рост демократического элемента (см. Эфоры).
  •          О метеках см. Илоты; о племенном и земельном разделении см. Фила; о военных учреждениях см. Войско.