Софокл

    Софо́кл
  •          (греч. Σοφοκλῆς).
  •        1. Афинский трагик, род. в демосе Колоне, вер., в 496 г. до н. э. Отец его, Софил (или, вернее, Софилл), был человеком зажиточным и состоятельным; он имел оружейную мастерскую, в которой трудились рабы. Благодаря ему, С. досконально изучил музыку (его учителем был Лампр, знаменитый мастер своего дела) и гимнастическое искусство. Рассказывают, что С. на семнадцатом году жизни был в числе афинских юношей, которые после выигранного морского сражения при острове Саламин исполняли хоровую пляску и торжественную песнь в честь победы (в то время как Эсхил находился в числе сражавшихся, а Еврипид родился в день сражения; в действительности же Еврипид родился уже в 485 г. до н. э.). О подробностях жизни С. с этого момента до появления его трагедий на сцене ничего не известно. Известно, что он изучал трагедию у Эсхила и был его учеником. На 28-м году жизни он вступил в состязание со своим учителем: постановка его первой пьесы или дидаскалии при весьма памятных обстоятельствах одержала первую победу. Эсхил, раздосадованный поражением и унижением, удалился на Сицилию. К этой дидаскалии, возможно, принадлежала утраченная трагедия «Триптолем». С. пользовался у своих сограждан большим почетом и уважением; его поэзия считалась самым чистым и искренним выражением аттического образования. На это указывает и то обстоятельство, что на 54-м году жизни, посте представления «Антигоны», он вместе с Периклом был избран на следующий год полководцем в войне против самосцев и несколько лет спустя занимал должность председателя заведующих союзной казной (гелленотамиев). О позднейшем периоде его жизни нет никаких известий; предание сохранило лишь один случай из его домашней жизни. С., еще не разочаровавшегося в радостях жизни, пленила любовь к гетере Феориде. Ее сын Аристон быт отцом С. Младшего, который приобрел себе славу постановкой как своих драм, так впоследствии и драм знаменитого С. Рассказывают, что С. питал к нему большее расположение, нежели к своему законному сыну Иофонту, и вследствие этого был вовлечен в тяжбу с Иофонтом, предъявлявшим против него гражданский иск в суд фратрий. Обвинение заявляло, что он выжил из ума и неспособен управлять своим домашним хозяйством, и потому от него требовали выдачи имущества. Как бы в ответ на это обвинение С. прочитал перед судьями своего «Эдипа в Колоне» или хор из него, относящийся к Афинам, и этим не только добился полного оправдания, но и удостоился чествования со стороны судей. Многие писатели, в том числе и Цицерон, описали этот случай. С. умер незадолго до окончания Пелопоннесской войны, на 91-м году жизни, в третьем году 93-й олимпиады, т. е. в 406 или в начале 405 г. до н. э., вскоре после смерти Еврипида. О его смерти существуют различные версии. По одной, он якобы умер от радости по поводу одержанной им победы в трагическом состязании (что маловероятно) по другой — при чтении «Антигоны» и, наконец, по третьей, он подавился виноградиной. После смерти С. афиняне учредили в его честь культ, почитая его как героя под именем Дексион, так как он принял к себе в дом бога Асклепия. Ему соорудили святилище и постановили приносить ежегодную жертву. О погребении С. впоследствии появился прекрасный миф, который, правда, грешит против летосчисления. На его могиле стояла сирена или ласточка — символы чарующей прелести поэзии; а сын его Иофонт якобы воздвиг ему статую. Впоследствии оратор Ликург убедил афинян поставить в Афинском театре за государственный счет изображения трех трагиков — Эсхила, С. и Еврипида, и в публичном месте хранить тщательно выполненные копии их трагедий. Сохранились два бюста С. и прекрасная мраморная статуя (может быть, копия со статуи, поставленной в Афинском театре); эпиграммы, посвященные ему, помещены в «Греческой антологии».
  •          С. довел аттическую трагедию до совершенства. За свои трагедии он часто (20 раз, по другим источникам, 24) получал первую и вторую награды, но никогда — третью. Поэт в своих произведениях рельефно изображает мысли и воззрения своих современников, которые как в искусстве, так и в политике переходили от строгой, но освященной древностью симметрии и тяжелой массивности к тонкому изяществу, прелестной группировке и грациозному достоинству. Прогресс С., в сравнении с Эсхилом, состоит главным образом в органическом развитии драмы: он внес ясность и определенность во внутренние мотивы действующих лиц. Вследствие этого ему особенно удавалась характеристика отдельных персонажей. Этическое изложение Эсхила у него сменилось строгим драматическим планом; поступки героев и побудительные причины более тесно связаны между собой, действующие лица играют более дружно и направляются к ясно определенной цели, между тем как Эсхил не отклонялся от эпической меры и не чувствовал потребности раскрывать внутренний духовный мир, выражающийся в стремлениях, противоречиях и столкновениях характеров. Для введения этого нового, более драматического принципа С. очень важное значение имел введенный им третий актер; это нововведение было, вполне вероятно, следствием того, что он понял и осознал, что идет по новому пути (см. Трагедия). Введя третьего актера, С. получил возможность создавать более разнообразные и выразительные характеры, чем Эсхил. Мы встречаем у него резко очерченные индивидуальности, значение которых он умеет увеличивать строго рассчитанными контрастами. Такие персонажи, как Хрисотемида рядом с Электрой и Исмена с Антигоной, которые подчеркивают силу главного действующего лица контрастом нежной женской натуры, могли появиться только после введения тритагониста. Характеры С. во многом сходны с Эсхилом в общем понятии идеальности, между тем как Еврипид в этом отступает от них. Однако его характеры все еще остаются символами понятий о добродетелях, без более глубокого развития личностей, но все-таки жизненно выражаются в разнообразных, тонких чертах; а контрастность их характеров и стремлений придает им жизненность и индивидуальность. Ход действия в его трагедиях продуман более художественно, а развязка подготовлена более старательно, чем в любой трагедии Эсхила; трагический исход действия он делает более терпимым продолжительной подготовкой к нему и разнообразными перипетиями. С. полностью отделил хор от персонажей драмы и сделал его зрителем, по возможности непричастным и неприкосновенным к перипетиям действия, так что он представляет собой абстрактный образ общины и народного нравственного сознания, которое сохраняет равновесие среди всех противоречий сюжета. Своему языку и речи С. придавал прелесть и тонкость тем, что он прежде всего избегал тяжеловатости и соединенной с ней неясности Эсхиловой речи и точнее понимал внутреннее взаимоотношение мыслей, их зависимость друг от друга и выражал посредством синтаксических соединений. Об установленных С. нововведениях и изменениях существовавшего до него способа постановки трагедий см. Тетралогия.
  •          С. был одним из самых плодовитых трагиков. По достоверным данным, он оставил 123 или даже 130 пьес; нам точно известны по их заглавиям по крайней мере 70 — 72 трагедии и около 18 сатирических драм. Кроме этого, приводятся еще несколько мелких стихотворений, пеаны и одно сочинение в прозе о хоре, направленное против Феспида и Херила. Полностью до нас дошло всего 7 трагедий С: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Трахинянки», «Аякс», «Филоктет» и «Эдип в Колоне», а от остальных сохранилось довольно много отрывков. Сюжеты для своих трагедий он заимствовал из эпического цикла, аргивских мифов, героических сказаний, в основном из мифа об аргонавтах, а иногда из патриотизма пользовался аттическими сказаниями. Известно точное время постановки двух его пьес: «Антигона» была поставлена на сцене в третий год 84-й олимпиады (442 г.), а «Филоктет» — в третий год 92-й олимпиады (410 г.). Самой лучшей, хотя во многих местах испорченной, считается Флорентийская рукопись поэта (Laurentianus А., X или XI в.).
  •        2. Сын Аристона, внук предыдущего, также трагик.
  •        3. Сын Состратида, афинский полководец, в 425 г. до н. э. вместе с Эвримедонтом возглавлял афинский флот, помог довершить победу над демократической партией в Керкире; позднее был сослан.