Софисты

    Софи́сты
  •          (греч. σοφισταί, учителя мудрости). Название «С.» первоначально означало то же, что σοφοί (мудрецы), а во времена Сократа так называли исключительно тех философов, которые занимались преподаванием философии не из любви к ней и не по доброй воле, но, переходя с места на место, учили за деньги. Общее сходство С., которое древние с некоторой односторонностью большей частью видят в мнимой мудрости или в наживе посредством мнимой мудрости, состояло в том, что они направляли философские исследования, имевшие прежде целью исследование истины, на служение практической жизни, всеобщее образование и просвещение. С. хотели быть учителями добродетели, главным образом, искусства управления государством и ораторского красноречия. Они странствовали по греческим городам, где вокруг них толпилось юношество, и выдающиеся умы (например, Перикл, Сократ, Еврипид) не отказывались от знакомства с ними. Однако С. встречали много возражений со стороны приверженцев старинных нравов и образования (Аристофан) и еще большее сопротивление со стороны Сократа и его школы. Их появление совпадает с эпохой Перикла, с тем временем духовного и политического переворота, вследствие которого Афины переходили от более строгих древних нравов и образа мыслей к той вольности и легкомыслию, которые характеризуют годы Пелопоннесской войны. Первым С. считается Протагор из Абдер; кроме него, наиболее известен леонтинец Горгий. Современниками обоих были Гиппий Элидский и Продик Кеосский. Ко второму поколению принадлежат Евтидем, Дионисодор (Платон называет их «потешными крикунами»), Пол, ученик Горгия, Фрасимах и некоторые другие.
  •          С. не занимались теоретическими науками ради них самих, но пользовались своими знаниями как материалом для блестящих речей и как средством к общему образованию, основываясь при этом на скептических воззрениях на знание вообще. С устранением объективной истины было соединено пренебрежение к нравственным законам религии, и дело у них сводилось не столько к тренировке памяти, сколько к упражнению в ораторском красноречии. Таким образом, С. сделались учителями риторики, и многие из них посвящали себя исключительно этому делу, причем они старались достигать своей цели путем сообщения ораторских приемов и обычно ощущали себя на вершине славы, если были в состоянии по каждому предмету говорить «за» и «против». Но чем дальше С. продвигались в этом направлении, тем более они становились ничтожными, тщеславными и корыстолюбивыми. Если С. первого поколения (Протагор, Горгий и др.), при всей односторонности и опасности своих правил, все-таки оказали несомненные заслуги распространению образования и разработке языка греческого народа, то уже в лице их ближайших последователей софистика представляет собой картину глубокого научного и нравственного падения. Сохранившиеся декламации и отрывки С. отпечатаны в сборниках аттических ораторов.