Сисситии

    Сисси́тии
  •          (греч. συσσίτια), совместные трапезы у дорийцев, называвшиеся у спартанцев федитиями (feiditia, feidition), вероятно, от господствовавшей у них бережливости, умеренности и простоты (οτφειδίτια, бережливость). По другому объяснению, это название происходит от слова «фидития» (так называлась общая столовая спартанцев), и, следовательно, переводится как «заседания» (от ἰζο, располагаться, сидеть). В позднейшие времена этот обычай обедать вместе был свойственен главным образом дорическим государствам, однако первоначально он господствовал во всей Греции, как это видно из Гомера, у которого цари и старейшины народа обедают вместе. Впрочем, у дорийцев, особенно на Крите и в Спарте, С. со временем приобрели характер политического и социального учреждения. На Крите средства на эти обеды выделяло государство. В Спарте всякий участник делал свой взнос, состоявший ежемесячно из 1,5 медимна ячменной крупы, 11 — 12 (по другим данным,меньше) мер вина, 5 мин сыра, а также винных ягод, фиников и 10 эгинских оболов для мясных кушаний. К этому присоединялись так называемые «прибавки к обеду», которые не покупались; они состояли из охотничьей добычи, пшеничного хлеба, домашней птицы и т. п. На Крите, где господствовал принцип общего владения имуществом, весь доход с общественной земли и с податных периэков делился на две части, из которых одна предназначалась для общественных богослужений и для управления государством, а другая — для общественных обедов. Сумма, назначенная для обедов, разделялась между отдельными домами или семьями, затем каждый отдавал свою часть тому кружку (см. (етайрии), в котором он обедал. Цель подобных обедов, по всей вероятности, состояла в том, чтобы перенести общественное единение в повседневную жизнь и придать общественной жизни (хотя в ущерб семейной) более живости, единства и дружности. Таким образом, в этих мужских кружках или андрейях (ἀνδρεία), как они первоначально назывались (юноши обедали отдельно в своих агелиях, ἀγέλαις), господствовал непринужденный и веселый тон, поддерживаемый музыкальными развлечениями (пением, игрой). Возможность дружеских отношений обусловливалась еще и тем, что для приема в застольный кружок, состоявший приблизительно из 15 человек, необходимо было единодушное согласие всех членов кружка (заметим, что отдельные застольные кружки, составлявшие части С., представляли собой части военно-политической организации народа и назывались «шатры», или «палатки», σκηναί). Кушанья были простые, но сытные, особенно главное кушанье, т. н. «черная похлебка» (μέλας ξωμός). Разнообразие в пишу вносили вышеупомянутые «прибавки к обеду» (ἐπαϊκλα).
  •          На Крите обедали, сидя за столом по древнему обычаю; первоначально так же трапезничали в Спарте; впрочем, там уже во времена Алкмана возлежали на простых скамейках. В Спарте у каждого был свой кубок с вином; на Крите все наполняли свои кубки из общей большой чаши или кратера. Напиваться допьяна не позволялось.
  •          От С. следует отличать κοπίς, жертвенный обед, даваемый отдельным лицом по особенному случаю; дающий такой обед приглашал тех, кого хотел видеть, особенно царей.