Сивилла

    Сиви́лла
  •          (греч. Σίβυλλα, пророчица), имя, которое носили боговдохновенные женщины-пророчицы, принадлежавшие к разным временам и народам. Сведения древних об их числе, имени и родине неопределенны и несогласованны между собой. Платону известна только одна С; Аристотель и Аристофан упоминают их несколько; во времена Варрона различали десять С. По Евстатию, первая С., от которой получили название все остальные, была дочерью Дардана и Незо. По Плутарху, первой С. была Либисса, дочь Зевса и Ламии, дочери Посейдона; она пророчествовала на скале близ Дельф. Второй и самой важной была эритрейская С., Герофила, местом рождения которой называют разные города; она сама называет себя Герофилой и Артемидой, сестрой и дочерью или супругой Аполлона; по преданию, она жила перед Троянской войной. С. тождественна с сардской, троянской, самосской, дельфийской и кимейской сивиллами и называется также Демо, Леифобой, Демофилой, Амалтеей. Рассказывают, что она, скитаясь, как и все С., пришла из Троады в Кларос вблизи Колофона, потом посетила Самос, Делос, Дельфы, а впоследствии снова возвратилась в рощу Аполлона Сминтея в Троаде. Из Кимы или Эритр она, по рассказам, направилась в Кумы в Италию, где пророчествовала Энею перед тем, как последний сошел в преисподнюю. Она славилась своим долголетием, вследствие чего в Риме в праздник Анны Перенны принято было при поздравлениях желать друг другу «сивиллиных лет». От нее якобы берет начало собрание пророчеств в греческих стихах, которое Тарквиний Гордый когда-то купил у неизвестной старухи за громадные деньги. Греческие С. находились в тесной связи с богом-прорицателем Аполлоном и жили в основном в таких местах, где находились оракулы этого бога. Однако как только круг деятельности этих оракулов расширялся, С. исчезали. Они предсказывали или без внешнего возбуждения, только по вдохновению от бога, или после того как, напившись воды из источника, приходили в исступление. В числе римских С., кроме кумской, были еще Карментида (см. Эвандр), Кверкветуланская дева в дубовой роще (Querquetulanae virae, virgines), Мефитида, а также Альбунея, обитавшая в Тибуртинской роще (тибуртинская С). Древние упоминают также о еврейской дохристианской С. по имени Сабба или Самбета, которая отождествлялась с вавилонской (халдейской), а также с египетской С. До наших дней дошло написанное гекзаметром собрание предсказаний С. на греческом языке в 4200 гекзаметрах и 14 книгах («Χρησμοί Σιβυλλιακοί»). Эти книги весьма разнообразного содержания относятся к разным временам и заключают в себе смешение христианских, еврейских и языческих воззрений; их предсказания в основном состоят из облеченного в форму пророчества рассказа об исторических событиях, предсказаний о храмах, городах, народах и государствах, наряду с нравоучительными изречениями и поэтическими описаниями.