Семь мудрецов

    Семь мудрецо́в
  •          (греч. οἱ ἑπτά σοφοί, лат. sapientes septem), собирательное наименование нескольких групп древних мыслителей, теоретиков и практиков, искусных в сфере социального управления и домостроя. Уже в древности различные авторы относили к С. м. разных мыслителей. Мудрецы аккумулировали всю предшествующую народную философию, житейскую мудрость и искусство общественного управления, основы внутренней и внешней политики. Во времена С. м. мудрость (Σόφια) одного только Фалеса вышла за пределы практических нужд и пошла дальше них в умозрении (Θεωρία), а остальные снискали имя «мудрецов» за свою политическую доблесть. Питтак из Митилены (Лесбос), Солон, Клеобул из Линда (Родос) и Периандр Коринфский были законодателями и военачальниками или предводителями и повелителями своих родных городов. Хилон, эфор в Спарте, был предметом восхищения как за свой зоркий политический взгляд, так и за свойственный ему способ выражаться, получивший от него название Хилоновского. Фалес Милетский и Биант из Приены (Кария) выступают советниками царей и народов; первый из них побудил ионян основать великий союз, сосредоточенный в общем совете в Теосе; он также провожал Креза в его поход против персов и сухим путем переправил его войско через реку Галис, воду которой он ранее отвел. Биант удержал того же царя от морской войны с греческими островами и при вторжениях персов советовал ионянам оставлять свои города в Азии и переселяться на Сардинию.
  •          Некоторые исключают из этого числа Периандра (см. Периандр) и называют вместо него другого мужа того же имени или Мисона.
  •          Нельзя не признать, что отличительные черты этих мыслителей, которые все принадлежат к одному и тому же времени, тесно связаны с характером дорического племени; поэтому и Платон совершенно справедливо называет их последователями, любителями и учениками лакедемонской дисциплины и находит сходство между гномической и лаконской речью; четверо из них были дорического происхождения, а пятый был спартиатом. Им приписываются не всегда одни и те же изречения: Питтаку — καιρόν γνώθι («используй удобный момент»); Солону — μηδέν ἄγαν («ничего чересчур»); Клеобулу — μέτρον ἄριστον («всему знать меру — высшее качество»); Периандру — μελέτε τό πᾶν («все обдумывай»); Хилону — γνώθι σεαυτόν («познай самого себя»). Эти слова приписываются также Солону, а Хилону принадлежит выражение τέλος ὁρᾶν μακροῦ, «предусмотрительность свойственна долгой жизни»); Фалесу — ἐγγύα παρά δ᾿ἄτη («поручительство причиняет тебе горе»); Бианту — οἱ πλείους κακοί («в толпе нет добра»). С. м. находились под особым покровительством пифийского Аполлона, притчеобразные оракулы которого имели некоторое внутреннее родство с их мудрыми краткими изречениями. Известно, что Гиппарх, сын Писистрата, приказал вырезать подобные нравоучительные изречения на придорожных гермах.