Священнодействия

    Священноде́йствия
  •          (лат. sacra), ритуальные религиозные церемонии, особенно жертвоприношения (sacrificia), проводившиеся во время определенных празднеств и при определенных святилищах. Надзор за их исполнением, учреждением и упразднением принадлежал понтификам и сенату. Они делились на sacra publica (публичные С.) и sacra privata (частные С).
  •          S. publica представляли собой церемонии, которые производились для всего римского народа жрецами, магистратами, сенатом или, по крайней мере, частью народа и совершались под непосредственным надзором понтификов; расходы на них покрывались из средств государства. К ним принадлежали С. курий, проводимые в куриях под ведением курионов, как, напр., Форканалии, Квириналии, Паганалии и торжество «Семихолмия» (Septimontia). Те S. publica, которые праздновались всем народом, а не частью его от имени всего народа, назывались sacra popularia.
  •          Sacra privata. особенно празднества и святилища, принадлежавшие частным корпорациям, не совершались за счет общественной казны, и их жертвенными местами были vix sacri (sacer, «посвященный богам с общего согласия»), но одобрялись и признавались понтификами. К ним принадлежали:
  •        1. S. gentilicia (родовые С), т. е. такие празднества, которые праздновались целым родом за его средства. Понтифики должны были следить за тем, чтобы к этим церемониям не относились с пренебрежением, чтобы они не упразднялись полностью. Вследствие этого, в том случае, если вымирал род, происходило усыновление (аrrоgatio) перед куриями в присутствии понтификов или перед претором, причем усыновленное лицо вместе с родовым именем принимало также s. gentilicia. Эти совершаемые исключительно представителями рода С. состояли в жертвоприношениях и празднествах, которые должны были производиться ежегодно в известные дни и в известных местах и в которых были обязаны принимать участие все члены рода. Взносы на такие С. и на сохранение священных зданий могли сделать родовые С. дорогими, почему в позднейшее, менее религиозное, время старались избавиться от них всевозможным образом, напр. дарованием свободы рабам или их усыновлением, заключением браков, мнимой продажей обязательств и предоставлением своего наследства старикам, а в особенности так называемым detestatio sacrоrum, т. е. когда кто-либо покидал вследствие усыновления свой род, чем и освобождался от его С. S. gentil. становились отчасти и s. gentil. publica, в том случае, если само государство принимало на себя С. рода, предоставив, однако, последнему жреческую должность. Подобное жречество было, таким образом, наследственным (sacerdotium publicum); так, роду Аврелиев принадлежало общественное жречество бога Солнца, роду Навтиев — жречество Минервы, роду Юлиев — жречество Аполлона.
  •        2. S. familiarum (фамильные С), состоявшие в службе Ларам, Пенатам, Манам, гениям или образовавшиеся вследствие сделанных для блага семейства обетов. Непосредственный надзор за ними осуществлял отец семейства.
  •        3. S. singulorum hominum (индивидуальные), которые относились к событиям, значительным для отдельных лиц или всего семейства, напр., дни рождения, бракосочетания, похорон, дни посева, жатвы и т. п. По времени и месту празднования С. делились на anua (ежегодные), menstrua (ежемесячные), stativa (дорожные), nоn stata (совершаемые в разных местах), выездные (indictiva, conceptiva, imperativa), непредвиденные (repentina) и. т. д.