Саллюстии

    Саллю́стии
  •          (лат. Sallustii), римский плебейский род, к которому принадлежали:
  •        1. Гай С. Крисп (Crispus), знаменитый историк, уроженец г. Амитерна в стране сабинян. Род. 1 октября 86 г. до н. э., беспечно провел молодость в удовольствиях, предаваясь большой расточительности и даже грубому разврату. В 52 г. он сделался народным трибуном и в этой должности открыто нападал на Милона, который был обвинен в насилии, и на его защитника Цицерона. В 50 г. цензор Аппий Клавдий Пульхер исключил его из сената, якобы за безнравственность, в действительности же, вероятно, из политических причин, так как он был сторонником Цезаря, который в 49 г. сделал его квестором и возвратил ему сенаторское достоинство. После сражения при Фарсале Цезарь вверил ему верховное командование в Иллирии, где С., однако, потерпел поражение. Позднее (в 47 г.) он более успешно пребывал в качестве пропретора в Африке, и был сделан Цезарем проконсулом, получив в управление провинцию Нумидия, где С. для поправки своего расстроенного состояния осуществлял насильственные поборы и только с помощью Цезаря избежал обвинения в вымогательстве. На добытые таким образом деньги он устроил на Квиринале так называемые Сады Саллюстия (horti Sallustiani) и построил Форум Саллюстия (forum Sallustianum). После смерти Цезаря С. всецело предался литературным занятиям, совершенно удалившись от государственных дел и живя в поместье близ Рима, где он и умер 13 мая 35 г. до н. э. Древние упрекали С. в том, что его жизнь не согласна со взглядами, высказанными в его сочинениях, и весьма строго осуждали. Судя по тому, каким С. предстает в своих сочинениях, кажется, что он на старости лет изменил свои взгляды на жизнь. Таким образом объясняется его возмущение против испорченности знати (особенно Помпея) и некоторая склонность видеть во всем дурное. До нас дошло несколько его сочинений. Первым и прежде всех других написанным было его сочинение «Катилина» или «De conjuratione Саtilinae» («Заговор Каталины»), изданное после смерти Цезаря. В нем С., в основном воспользовавшись разными сочинениями других авторов, рассказывает о том, что он видел и испытал как современник событий, хотя его сочинение не заключает в себе всех необходимых сведений. Его язык полон выразительных мыслей, хотя местами отличается неровностью. Больше закругленности и отделки, равно как и большую привлекательность в форме и изложении, представляет второе сочинение С. — «Югурта» (Iugurtha) или «Югуртинская война» («Bellum Iugurthinum»), в котором он не только описывает события Югуртинской войны, основываясь на собственных наблюдениях и добросовестно воспользовавшись более древними источниками (напр. записками Суллы, Скавра и Рутилия), но и близко знакомит нас с жизнью римской знати и выдающихся правителей в своих резких, но вполне справедливых и местами мастерски написанных характеристиках. К этому сочинению примыкает третье, самое основательное, а именно «История» в 5 книгах, охватывающая период от смерти Суллы (78 г.) до 67 г. и представляющая собой продолжение «Истории Рима» Сизенны. Кроме нескольких замечательных речей и писем, к сожалению, уцелело только незначительное количество отрывков из этого сочинения.
  •          Остальные приписываемые С. сочинения подложны, особенно «Duae orationes ad Caesarem de republica ordinanda», которые, без сомнения, не что иное, как декламация какого-нибудь ритора, сочиненная не позже II в. Обе эти речи неумело сложены, с подражанием языку С. и со слишком архаистической орфографией. Сюда же принадлежит краткая и грубая «Declamatio in Ciceronem» («Послание к Цицерону»), которую знал Квинтилиан и считал подлинной, с мнимым и также подложным ответом Цицерона.
  •          В целом достойны похвалы добросовестность и правдолюбие, с которыми С. приступил к своему труду; свои мысли и взгляды он больше высказывает в речах, которые, будучи приноровлены к характеру говорящего лица, вплетены им в рассказ. Но это и есть единственная цель этих речей; С. вовсе не хотел выдавать их за действительно сказанное разными лицами. Образцом в изложении для С. служил Фукидид, которому он не без успеха подражал даже в отдельных оборотах. Его язык выразителен и нередко имеет оттенок архаизма в выражениях и формах; С. особенно напоминает Катона и должен придавать изложению некоторую торжественность. Речь С. часто мрачна и тяжела, соответственно описываемым им событиям в клонившейся к погибели Республике, а также его собственным воззрениям. За это, равно как и за введение многих новых слов, его язык еще в древности подвергался многочисленным порицаниям; однако С. был оценен по достоинству как древними, так и новейшими учеными.
  •        2. Гней С., друг Цицерона, вместе с которым он отправился в изгнание; даже позднее С. имел на него некоторое влияние и уговорил его написать книгу «О государстве».
  •        3. С. Крисп, племянник историка С., усыновленный им. Происходил из сословия всадников, в молодости был известен своей расточительностью и знакомством с вольноотпущенницами. Обладая большим богатством, состоявшим в рудниках и живописных поместьях, С. впоследствии отличался деятельностью, щедростью и роскошью; он пользовался уважением Августа и Тиберия и умер в 20 г. н. э.
  •        4. Воспитатель императора Юлиана, в 361 г. н. э. был сделан начальником телохранителей и консулом.
  •        5. Сатурнин С. Секунд, в качестве начальника преторианцев (praefectus praet. orientis) сопровождал Юлиана в его персидском походе. После смерти Юлиана и Иовиана он как сам, так и за своего сына отказался от императорского престола. Хотя сам С. не перешел в христианство, но рассказывают, что он удерживал Юлиана от преследования христиан. Впоследствии С. был главной опорой Валентиниана.
  •        6. Философ, живший ок. сер. IV в. н. э. Проживал в Афинах и Александрии и написал сохранившееся до наших дней сочинение о богах и о космосе, состоящее из 21 главы, в котором С. старается доказать бессмертие души и вечность вселенной, восставая против учения эпикурейцев.