Родос

    Ро́дос
  •          (греч. Ῥόδος, остров роз).
  •        1. Любимая дочь Посейдона, которая спаслась от вод всемирного потопа на вершине г. Атабирий, в храме Зевса Атабирийского, и осталась единственной наследницей острова Тельхинов. Ее полюбил Гелиос, который стал владыкой этого острова, появившегося из вод по велению Зевса. У Гелиоса и Р. родилось шесть сыновей и одна дочь (Электрио), см. Гелиады.
  •        2. Р. или Офиуса, Тельхиния, Стадия, Астерия, Тринакрия, Коримбия и др., большой остров у берегов Карий, отделенный от материка проливом. Берег имел несколько удобных гаваней; остров отличался здоровым климатом и вечно ясным небом: не проходило дня без того, чтобы солнце не освещало остров. Р. был богат природными ресурсами: мрамором, особым видом чистого мела, корабельным лесом, вином, черными смоквами и чрезвычайно приятной на вкус рыбой (ἔλοψ). Весь остров был посвящен Гелиосу, который почитался там вместе со своей дочерью Электрионой; кроме того, там был распространен культ Зевса Атабирия и героев Геракла и Тлеполема. Миф называет первыми древнейшими обитателями острова телхинов (тюленей), которым Рея отдала на воспитание младенца Посейдона. За бесчестье сыновей Посейдона, надругавшихся над собственной матерью Галией, Зевс наслал всемирный потоп. Когда остров поднялся из моря, на нем обосновался Гелиос и породил вместе с Родой гелиадов. Гелиады стали изобретателями астрологии, а один из них, Актий, основал г. Гелиополь в долине Нила и научил последних Эгиптиадов астрологии, как того пожелал его отец Гелиос. После того как финикийские колонисты заняли и оставили остров, его завоевали дорийцы, переселившиеся под предводительством Алфемена из Аргоса на Крит. Согласно мифу, главным основателем колонии был Гераклид Тлеполем, а три родосских города — Линдос, Иалис и Камейр, — возникли еще до Троянской войны.
  •          Большая часть дорийских городов на близлежащих островах и на берегу материка были колониями Р.; с последним они составляли союз 6 городов (дорийский гексаполис), центром которых служил храм Аполлона Триопийского. Родосцы с самого начала славились торговлей и мореходством, а колонии их простирались до самого отдаленного запада; одной из наиважнейших колоний была Гела, основанная Антифемом в 690 г. В правление тирана Клеобула, причисленного к Семи мудрецам, остров достиг значительного процветания (610—585 гг. до н. э.). Во времена Персидских войн Р. стоял на стороне господствующей афинской партии, а впоследствии сделался членом Афинской симмахии. На самом острове отличалось могуществом семейство Эратидов, к которым принадлежал Диагор. В 411 г. аристократы подняли восстание и призвали на помощь Пелопоннесский флот. Сын Диагора, благородный Дорией, некогда изгнанный афинянами, был призван назад в отечество и подавил волнение в народе. Ему удалось соединить три города в один, по имени Родос, который был построен амфитеатром на северо-западе острова и имел хорошую гавань. Но вскоре опять началась борьба между аристократами и демосом, испорченность которого проявлялась в демагогии самого дурного качества и в ожесточенной борьбе за права. Впоследствии демократическая партия своим достойным и умеренным поведением доставила государству могущество и уважение. В скором времени Р. возобновил союз с Афинами; но, когда Афины в своих действиях преступили положенные границы, Р. во время Союзнической войны 358—356 гг. окончательно отделился от Афин. После этого при поддержке карийских деспотов на Р. стала властвовать сильная олигархия, и вскоре остров пришел в зависимость от Йдриея, правителя Галикарнаса. Во времена Александра на Р. был отправлен македонский гарнизон, который после смерти царя был изгнан, и остров снова стал свободным; только после этого Р. достиг высшей степени процветания. В 304 г. родосцы успешно защищали свой город от Деметрия Полиоркета, после чего приобрели владения на карийском берегу, помогли малоазиатским городам удержать свободу, хотя и стали соблюдать с тех пор нейтралитет между воевавшими государствами, служили посредниками между ними и первыми издали торговые и морские законы, имевшие везде силу. Как на доказательство важности их города можно указать на те грандиозные подарки, которые прислали различные правители для восстановления города после землетрясения 227 г.,.разрушившего колоссальную статую Гелиоса. В союзе с римлянами родосцы сражались против Антиоха и Прусия и получили от них власть над Карией и Ликией. Однако когда они, уверенные в том, что окончательное решение зависит от них, в 168 г. послали в Рим надменного посла, то поплатились за дерзкое требование потерей своих владений на материке и значительными ограничениями тех торговых привилегий, которыми родосцы до тех пор пользовались. Несмотря на то что они смогли защититься от Митридата, междоусобные войны после смерти Цезаря уничтожили их процветание. Родосцы все-таки сохранили за собой внешнюю независимость, но Веспасиан окончательно лишил их свободы после того, как ее несколько раз отнимали у них и снова возвращали.
  •          Р. также заботился о распространении наук и искусств. Изгнанный из Афин Эсхин основал там собственную школу риторики, еще долго процветавшую после политического упадка острова; знаменитое родосское красноречие, подобно азианическому, отличалось напыщенностью. Выдающимися представителями этого рода красноречия были поэт Аполлоний Родосский и Аполлоний Мол (см. Аполлоний). Существовала также родосская школа искусств, получившая начало в Сикионе. Основателем ее считается Харет из Линда; к ней принадлежали Агесандр, Полидор и Афенодор, творцы Лаокооновой группы, а также Аполлоний и Тавриск из Тралл, изваявшие так называемого Фарнезского быка (см. Скульптура).