Риторика

    Рито́рика
  •          (греч. ῥυτορική), теория и практика искусства красноречия, наука об ораторском искусстве. Так именовался раздел некоторых философских учений. Греческое искусство красноречия в основном было разработано в Афинах. Софисты создали для него полную теорию. Все желавшие достигнуть политического влияния и почестей занимались изучением красноречия. Наряду с Аттикой риторическими школами были известны некоторые города в Азии и несколько островов, особенно Родос. Образцовые речи Р. назывались эпидексисами или эпидектиками; они не предназначались для какого-либо конкретного государственного и судебного дела, но должны были продемонстрировать опытность и дарование оратора в стиле и произношении. Кроме того, выражение «эпидексис» (ἐπιδείξις) встречается для обозначения произношения, декламации, чтения (ἀνάγνωσις) в той форме, как они производились в собраниях греков историками, поэтами и т. д. для более скорого ознакомления с их произведениями. Впоследствии из трех видов красноречия (γένα), наряду с симболевтеконом (deliberativum) и диканиконом (judiciale), третий вид получил название «эпидектикон» (demonstrativum), образцами которого Цицерон считает речи Исократа и Теопомпа. Римляне под руководством своих собственных учителей (declamatores) прилежно упражнялись в искусстве произношения речей (declamare); эти ученические упражнения, как и образцы, даваемые учителями, назывались declamationes, как мы их встречаем под именами Квинтилиана и Р. Сенеки. Темы речей обычно касались области политики и юридических наук. Лучшие риторские сочинения у греков написали Аристотель, Дионисий Галикарнасский, Афтоний, Гермоген, Сопатр, Деметрий, Аристид и др.; у римлян первое место занимают сочинения Цицерона «De inventione», «De oratore», «Brutus» и «Orator».