Провокация

    Провока́ция
  •          (лат. provocatio, воззвание, апелляция).
  •        1. У греков см. Судопроизводство.
  •        2. У римлян во времена царей и Республики П. называлось последнее обращение к народу об отмене приговора по уголовному делу, вынесенного царем или магистратом. Во времена царей до Сервия Туллия она относилась к куриатным, а с этого времени — к центуриатным комициям. После того как патриции после изгнания царей признали сословие плебеев действительным членом народа (populus), народ в своей совокупности сделался самодержавным. Это было особенно ясно выражено в законе Валерия от 509 г. до н. э., возобновлено в 449 г. до н. э. через закон Валерия Горация и в том же году повторено Дуилием. Оба последних плебисцита были вызваны насильственными поступками децемвиров, которые были учреждены для того, чтобы воспрепятствовать выборам трибунов и не допустить П. (см. Децемвиры). Кроме того, в понятие диктатуры входило условие, по которому на распоряжения и решения диктатора не могло быть никакой апелляции к народу (provocatio ad populum; см. Диктатор), хотя на практике впоследствии были исключения. По закону Порция (leges Porciae) ок. 195 г. до н. э. право П. было распространено за пределы городской области. Когда с сер. II в. до н. э. постоянные коллегии по уголовным делам (quastiones perpetuae) постепенно вытеснили народный суд, то уже в этом замещении народа заключалась отмена П. к народу, и ни Сулле, ни Цезарю не нужно было отменять П. Фактически подлежащие узаконению апелляции к народу (de provocatione ad populum), равно как и сама П., в отдельных случаях еще продолжали существовать, но принятые Цезарем законы Юлия (46 г. до н. э.) подводили преступление магистрата, не обращавшего внимания на П., под понятие публичного насилия (vis publica) и установили наказание aquae et ignis inderdictio (отлучение от воды и огня).
  •          Об отличии П. от апелляции, т. е. воззвания к содействию магистрата, чтобы он вступился своим veto, см. Апелляция.
  •          При императорах, которые воплотили в своем лице власть народа, апелляции к народу (provocatio ad populum) прекратились; только император мог до и после произнесения приговора даровать защиту и помилование; поэтому оба термина, П. и апелляция, получили с тех пор одинаковое значение. Даже в провинциях римский гражданин мог подать апелляцию к императору против наместника, и в этом случае он должен был лично быть доставлен в Рим. Здесь дело решал либо сам император со своей консисторией, либо он поручал дело преторианскому или городскому префекту или сенату, занимавшемуся как уголовными, так и гражданскими делами.