Провинция

    Прови́нция
  •          (лат. provincia).
  •        1. Должность, сфера самостоятельной деятельности магистрата, должностные обязанности, напр. provincia urbanа (руководство городом), prov. maritima (предводительство флотом).
  •        2. П., т. е. любая покоренная страна за пределами Италии, управляемая из Рима через наместника. Административные распоряжения, сделанные предварительно победоносным полководцем, утверждались сенатом; потом к нему прикомандировались 10 легатов, при содействии которых производилось полное преобразование в П. (in formam provinciае redigere). При этом строго соблюдались все особенности и прежнее учреждение страны, если они не противоречили римскому государственному строю и его постепенному введению (lex provinciae). Ежегодное назначение наместника зависело от сената, а иногда из стратегических соображений срок власти прежнего наместника продлевался (prorogare) по предложению сената путем плебисцита или только сенатом. Эти наместники, кроме командования войском, получали судебную и административную власть в П., однако не могли распоряжаться косвенными налогами (vectigalia), так как они отдавались цензорами в Рим на откуп публиканам (см. ст.). Кроме того, они были связаны законом, изданным особо для каждой П. (lex provinciae). Каждому наместнику полагался квестор — казначей, который получал из Рима нужные для П. деньги, а также должен был взыскивать все подати, за исключением вектигалий. По римским понятиям, квестор должен был относиться к своему начальнику так же почтительно, как сын к отцу, и при дурном поведении мог быть отстранен от должности наместником. Кроме того, его сопровождала т. н. преторианская когорта (cohors praetoria) (см. Когорта). Ежегодно он должен был объезжать свою П. для производства суда (см. Конвент), что случалось в основном зимой, так как летом велась война. Если он не мог приехать лично, то посылал своих легатов, но к нему можно было обратиться с апелляцией. Его решением должны были довольствоваться, за исключением того случая, когда кто-либо при приговоре по уголовному делу настойчиво заявлял о своем праве римского гражданина; в таком случае его заключали под стражу и отсылали в Рим. Поскольку для наместника не существовало никакого реального противовеса, роль которого в Риме исполнял протест (intercessio), то жители П. были предоставлены его доброй или дурной воле. Вдобавок наместник позволял себе всевозможные притеснения по отношению к подчиненным. Повинности провинциалов были определены законом Юлия (lex lulia de provinciis) от 59 г. до н. э. и должны были состоять (так как наместникам все остальное высылалось из Рима) только в предоставлении фуража для скота и в удовлетворении других потребностей во время их путешествий по П., таких, как предоставление жилья, дров, транспорта и т. п. Однако по причине большой отдаленности от Рима, не допускавшей никакого контроля, а также вследствие господствовавшей в этом отношении большой снисходительности римской знати, все аристократы смотрели на наместничество, как на возможность собственного обогащения и потому домогались его. Поэтому положение П. было очень тяжелым, что особенно проявлялось во всевозможных хлебных поборах (frumentatio, frumentum). Кроме того, немалый доход наместнику приносили добровольные подарки, которые, однако, в основном были вынужденными; к этому присоединялась продажность при судопроизводстве и т. п. Жители провинции пользовались правом подавать в Рим жалобы на подобные злоупотребления и вымогательства (repetundarum), и хотя такие жалобы неоднократно увенчивались успехом, однако в большей части случаев удовлетворения невозможно было добиться по многим причинам, заключавшимся как в составе судебного персонала, так и в отдаленности П. Поэтому П. неуклонно беднели.
  •          Обзор римских П. до 117 г. н. э. по времени их учреждения,
  •          а) Во времена Республики: Сицилия (241 г. до н. э.), Сардиния и Корсика (238 г.), Цизальпинская Галлия (222 г.), Испания Таррацинская или Тарраконская (Таrrаconensis) и Испания Бетическая (Baetica) (205 г.), Иллирик (Далмация) (167 г.), Македония и Ахайя (146 г.), Африка (146 г.), Лузитания (138? г.), Азия (129 г.), Нарбонская Галлия (120 г.), Вифиния и Понт (74 г.), Кирена (74 г.), Крит (67 г.), Киликия (64 г.), Сирия (64 г.).
  •          б) Во времена императоров: Египет (30 г. до н. э.), Мезия (29 г.), Аквитания, Галлия Лугдунская (Lugdunensis) и Бельгийская (покорены с 50 г., обращены в провинцию в 27 г.), Германия Верхняя (superior) и Нижняя (inferior) (27 г.), Кипр (27 г.), Галатия (25 г.), Памфилия (25 г.), Реция (15 г.), Hopик (15 г), Приморские Альпы (Alpes maritimae), Паннония (9 г. н. э.), Мисия также в 9 г. (по Диону Кассию 6 г. н. э.), Каппадокия (17 г.), Нумидия (39 г.), Мавритания Тингитанская (Tingitana) и Цезарея (Caesariensis) (42 г.), Британия (43 г.), Фракия (46 г.), Понт Полемонийский (63 г.), Коммагена (73 г., была П. в 17—38 гг. н. э.), Аравия (105 г.), Дакия (107 г.), Армения и Месопотамия вместе с Ассирией (115 г.).
  •          После того, как Август был признан повелителем римского народа, то в 27г. до н. э. он разделил тогдашние П. с сенатом. Себе он взял те П., которые представляли какие-либо затруднения из-за того, что жители не были усмирены, или из-за того, что воинственные соседи угрожали нападениями; остальные, мирные П., он предоставил сенату. На первый взгляд, он уступил сенату лучшие, самые выгодные П., а на себя взял только заботы и опасности, но на самом деле он обезоружил сенат и удержал все войско за собой; только одна сенатская П. (Африка) получила войско из 1 легиона, которое на несколько лет, с 20 до начала 24 г. н. э., достигало 2 легионов. По этому разделению сенату были отданы Африка с Нумидией, Азия, Греция с Эпиром (Ахайя), Далмация, Македония, Сицилия, Крит с Киреной, Вифиния с Понтом, Сардиния и Корсика, Бетическая Испания. Август взял себе остальную Испанию (Таррацинскую), Галлию (включая Верхнюю и Нижнюю Германии), Сирию и Финикию, Кили кию и Кипр. Уже через 5 лет, в 22 г. н. э., Август выменял Далмацию на Кипр и Нарбонскую Галлию, так что Страбон с этим отступлением мог при перечислении учесть также сенатские П., указанные Дионом Кассием. Впрочем, при этом изменении Иллирик (прежняя П. Цезаря, узкая полоса земли на Адриатическом море), отделенный от Далмации, остался за сенатом и был объединен с Эпиром, который теперь был отделен от Ахайи. Впоследствии такие изменения делались неоднократно, потому что и Август, и последующие императоры считали себя вправе иметь особое попечение о сенатских П. и очень часто самостоятельно вмешивались в их внутреннее устройство и управление. Лишь одна П. — Египет — не попала в это разделение, поскольку она была в некотором роде удельным имением императора (с 30 г. до н. э. была преобразована в провинцию); Август предоставил ее лично себе из политических соображений. Именно Египет был житницей Рима; владевший им был и господином Рима. Поэтому Август издал закон, по которому ни один сенатор или вельможный всадник без позволения правителя не смел ступать на эту землю. При Августе в Египте оставались введенные еще Цезарем 3 легиона, между тем как Тацит в 23 г. н. э. и позднее говорит только о двух легионах, стоявших там гарнизоном. Вероятно, Германик в 19 г. н. э. переместил оттуда 12-й легион в Сирию, где именно с этих пор стояли 4 легиона, хотя первоначально там было только 3 легиона. Кроме того, управление Египтом отличалось от управления всеми другими П. В наместники сюда назначались только мужи не очень знатного происхождения, т. е. из всаднического сословия, тем более честные, чем менее они были честолюбивы.
  •          Наместники сенатских П. разделялись на две категории. Африку и Азию по решению сената получали в управление бывшие консулы, причем обычно на каждый год назначались оба старших консуляра. Это делалось потому, что именно Африка, постоянно подвергавшаяся хищническим нападениям со стороны соседей, требовала исключительных забот и отличных военных талантов. Остальные сенатские П. поручались бывшим преторам с титулом проконсулов и с одинаковыми знаками отличия (ceteras proconsulibus sortio permisit). В отличие от них, наместники императорских П., даже если они прежде были консулами, назывались пропреторами для обозначения того, что они командовали войском (praeire). Такие пропреторы (legati Caesaris pro praetore consulari potestate), вопреки республиканским учреждениям и в отличие от сенатских проконсулов, как правило, отправляли свою должность дольше 1 года (редко свыше 5 лет), вследствие чего жители этих П. менее страдали от денежных поборов. Таким образом, и сенатские П. во времена большого денежного истощения на время переходили в ведение императоров, что давало им возможность поправить свое положение через уменьшение податей и повинностей (напр., Ахайя, в 44 г. н. э. возвращенная Клавдием сенату). Подобным образом Азия получила это облегчение на 2 года в 12 г. до н. э., затем Сардиния в 6 г. н. э. Проконсулы имели 12 ликторов, а пропреторы — 6; проконсулы вступали в свою должность и принимали ее знаки тотчас после того, как оставляли Рим, и оставляли ее при возвращении (только перед стенами Рима). В отличие от них, пропреторы должны были воздерживаться от всех служебных действий и знаков до самого прибытия в П. Первые собирали дань со своих подданных, для чего в их подчинении находился квестор; вторые же не нуждались в нем, потому что император посылал в императорские П. особых прокураторов. Но и в сенатских П. были императорские имения, для управления которыми и для отчетности, независимо от проконсула и квестора, посланного от сената, также посылался императорский прокуратор, власть которого обычно распространялась только на служащих (servitia) и их личное имущество (ресunias familiares). Однако при чрезвычайных обстоятельствах он получал также преторское право (jus praetoris), т. е. собственную судебную власть и распоряжение наличной военной силой, и тоже назывался претором, имея, как таковой, в подчинении у себя особого квестора (напр. praoetorem Bithyniae, quaestor ipsius). Существовали также императорские П. с преторским правом (jus praetoris), которые не были ни столь значительны, чтобы управляться особыми пропреторами, ни столь маловажны, чтобы для управления ими достаточно было одного прокуратора (как Иудея при Понтии Пилате). Так, у Тацита упоминается претор Ближней Испании (praetor Hispaniae citerioris). Таких П. под управлением преторов особенно много было в Малой Азии при Нероне. Благодаря тому, что императоры обращали больше внимания на управление П., наместникам было назначено содержание и тем отняты некоторые статьи обогащения и притеснения, а в делах о вымогательствах были введены весьма строгие наказания. Кроме того, положение провинциалов заметно улучшилось вследствие продления власти наместников на несколько лет. Тиберий по этому поводу сказал, что подданных, может быть, и стригли, но не обдирали. В остальном внутреннее управление П. оставалось без изменений, и император по-прежнему давал инструкции отправляющимся в П. наместникам. Со временем разница между сенатскими и императорскими П. сгладилась, и император, в сущности, единолично управлял всеми подвластными Риму государствами. Позднее многие провинции объединялись в большие военно-административные округа (викариаты и префектуры), а в период крушения Восточной Римской империи П. объединялись в фемы (военные округа). Если на Западе провинциальное деление было забыто относительно рано, то в Восточной империи и Греческом царстве П. пережиточно сохранялись местами до XI в. н. э.