Почта

    По́чта
  •          (лат. cursus publicus). Почтовое дело впервые появилось на востоке у персов. Персидских скороходов (aggaroi) восхваляли еще Геродот и Ксенофонт. Дарий I обратил особое внимание на это учреждение, которое должно было доставлять ему известия из отдаленнейших частей его государства. Греки, для того чтобы сообщить о событиях исключительной важности, посылали с известиями гонцов, а сношения между отдельными семействами иногда поддерживались при помощи рабов.
  •          В Римском государстве почтовое дело получило широкое развитие, особенно во времена императоров. Сначала почтовые учреждения предназначались только для чиновников, ездивших по поручению правительства. Консул Постумий из личной ненависти к жителям г. Пренеста потребовал от них вьючный скот, квартиру и т. п. и таким образом положил основание обычаю, который с течением времени превратился в повинность. Кроме чиновников, этим правом также пользовались посланники. Были учреждены особые общественные заведения (villae publicae), в которых общественные смотрители (parochi) предоставляли таким путешественникам помещение, соль, дрова и сено. Дальнейшее развитие это учреждение получило во времена императоров. Сначала Август по персидскому обычаю расставил вдоль главных дорог молодых людей (angarii), а впоследствии и повозки, чтобы немедленно получать известия обо всем происходившем в провинциях. Это почтовое учреждение, особенно ямская П., к которой впоследствии присоединилась верховая П., называлось cursus publicus (государственная П.), cursus fiscalis (казначейская П.) или просто cursus. Оно было предназначено только для чиновников или других официальных лиц, которые должны были для проезда иметь при себе подорожную (diploma, avectio или tractoria), выданную на предъявителя с обозначением срока поездки, станций и т. п. Этот документ терял свою силу в случае смерти его владельца или по истечении обозначенного в нем срока. Чиновники в провинциях и другие влиятельные люди могли получить такой диплом, который первоначально выдавался самим императором, а потом начальником охраны (praefectus praetorio), но в основном им пользовались наместники в провинциях. Отпускные солдаты также доставлялись на родину по этой П. Больше всех сделал для почтового учреждения император Адриан. Внутреннее устройство почтовых учреждений заключалось в следующем: вдоль почтовых трактов в более крупных селениях устраивались станции для ночлега (mansiones, от manere, ночевать), отстоявшие одна от другой на расстоянии дневного перехода. На этих станциях содержались в готовности лошади (veredi), мулы, повозки (rhedae, carri, birotae или vehicula) различной вместимости, а также почтовые фургоны (cursus clabularis) для поклажи. Курьеры меняли лошадей на каждой станции, а свои чемоданы везли на собственной лошади. На побочных дорогах стояли наготове лошади для экстренных поездок. Почтовых денег не платили: этот расход должны были нести провинции, магистраты или куриалы городов. Впрочем, позднейшие императоры, начиная с Адриана, нередко снимали эти расходы с провинций и временно переносили их на государственную казну. На каждой станции были почтовые чиновники, которых в основном назначали из отставных солдат и на которых возлагалось попечение о станционных делах; они, в свою очередь, состояли под надзором чрезвычайных инспекторов. Впрочем, все это учреждение, особенно в последующие столетия, несмотря на многочисленные законы и строгий надзор, не было свободно от злоупотреблений, как доказывают громкие и постоянные жалобы всех писателей. Часто брались взятки, а высшие правительственные учреждения умели извлекать немало незаконных выгод из почтового ведомства.
  •          Кроме сухопутных почтовых учреждений были и морские. В Остии, напр., существовал императорский почтмейстер для отправки писем (procurator pugillationis et ad naves vagas). Отсюда выходили быстроходные корабли (naves vagae, fugaces или cursoriae), спешившие в различных направлениях к островам и главным портам Средиземного моря. Вероятно, в Брундизии был второй такой же почтмейстер.
  •          Почтовое учреждение пережило падение Римской империи и продолжало существовать у остготов, вандалов и франков, а потом в продолжение всех средних веков.