Платон

    Плато́н
  •          (греч. Πλάτων).
  •        1. Греч. философ-идеалист, сын Аристона и Периктионы (или Потоны), из знатного рода, по отцу состоял в родстве с Кодром, со стороны матери — с Солоном, родился в Афинах 21 мая 427 г. Так как именно в этот день (7 фаргелиона) праздновался день рождения Аполлона, то, казалось, судьба заранее определяла ему быть сыном света мира, «божественным». Первоначально он звался по имени деда Аристоклом, но позже Сократ переименовал его в П. (от πλατύς, широкий) за ширину груди или из-за широкого потока речи (по мнению неоплатоников). П. вырос в самое оживленное и полное перемен время в среде таких замечательных умов, как Фукидид и Ксенофонт, Софокл и Еврипид, Аристофан и Менандр, Фидий и Поликтет. Будучи одарен поэтическим талантом и с ранних лет занимаясь чтением поэтов, он обучался у лучших учителей своего времени. Прежде чем познакомиться с Сократом, с которым в течение 10 лет до самой его смерти П. состоял в искренней дружбе, он уже был знаком с его учением; с философской спекуляцией Гераклита его познакомил Кратил. Хотя последняя могла удовлетворить его более, чем предшествовавшее изучение софистов, он все-таки не мог согласовать основное положение этого учения, по которому все находится в постоянном движении, с истинным познанием. Это привело его к элеатам и к ионийским философам, главные представители которых, Парменид и Анаксагор, пользовались в то время большим уважением. Парменид учил, что существуют два познания — чувственное (δοξαστή) и духовное (διανοητική), причем первое может претендовать только на вероятность; что в последнем единое есть все и все есть единое (учение об единстве, пантеизм); что вне этого единого ничто не имеет бытия (οὐσία). Это учение удовлетворяло П. (в отличие от философии Гераклита) настолько, что он принял и усвоил деление познаний и их различное достоинство, противоположный же взгляд на сущность вещей он неуклонно оспаривал. Учение Анаксагора при ближайшем ознакомлении понравилось ему меньше, поскольку тот вместо того, чтобы приводить элементы к их первоначальным причинам, приписывал им силы самого νοῦς (верховного разума). Неудовлетворенный такими воззрениями, П. обратился к практической стороне философии. Сердечная дружба с Сократом и то впечатление, которое произвела на чувствительную душу ученика та участь, которой он подвергся за свое учение, вызвали к жизни многочисленные сократовские сочинения, в которых он изложил основные положения своего учителя почти в нераздельном соединении со своими. П. не отстал и в выражении своей преданности: в процессе против Сократа он вызвался уплатить за него денежный штраф. После осуждения учителя он, полный недовольства и опасений, вместе со многими другими учениками Сократа оставил Афины, к анархической демократии которых П. и без того чувствовал сильное отвращение, и отправился к Евклиду в Мегару. Однако серьезные разногласия во взгляде на бытие (οὐσία) Парменида не позволили ему надолго задержаться в эристической или мегарской школе. Неутомимый наблюдательный характер побудил П. к путешествиям. Он отправился в Италию, где слушал Архита из Тарента и Евдокса из Книда, пифагорейское учение которых о физике, математике и этике в теснейшей связи с собственными мыслями изложено в его позднейших сочинениях. Отсюда П. направился в Кирену, чтобы слушать математику у Феодора, а оттуда в Египет — страну, полную чудес и своеобразных источников знания, откуда он, вероятно, отправился бы в Азию, если бы ему не помешала затеянная Артаксерксом война против Египта. Таким образом, П. поехал в Италию (в Тарент) и Сицилию, где был гостеприимно принят Дионом и представлен Дионисию Старшему. Там П. вскоре впал в немилость вследствие своего свободомыслия и откровенности в речах, и его было приказано увезти на корабле, не без намека на то, что его смерть была бы приятна тирану. Однако П. удалось спасти свою жизнь, и он был только продан в рабство, а затем снова получил свободу через посредство Анникерида из Кирены (или Диона из Сиракуз). В 388 г., возвратившись в свой родной город, П., при величайшем одобрении, учил здесь в гимназии, расположенной перед воротами Афин и посвященной герою Академу (см. Академия и Аттика). Вскоре он возглавил собственную школу и в последующий период времени, охватывавший свыше 20 лет, написал большую часть своих сочинений. В 367 г., по вступлении на престол Дионисия Младшего, на которого в то время оказывал существенное влияние его деверь и советник Дион, П. был вторично приглашен в Сицилию. Передав свою должность в Академии Гераклиду Понтийскому, он был с почестями принят в Сицилии. Когда же вследствие придворных интриг Дион пал и был тайком вывезен на корабле по приказанию тирана, положение П. сразу изменилось. Сначала он был отослан в казармы к грубым солдатам, но сумел выбраться оттуда в 365 г., дав, впрочем, слово вернуться, когда Дион, согласно обещанию, будет возвращен. Тиран вскоре раскаялся в том, что отпустил П., и в 361 г. обманом завлек его в третий раз. Вскоре П. и его друзья обманулись в своих ожиданиях: не без труда и опасностей Архиту удалось спасти его от жестокости тирана и угрожавших ему опасностей (360 г.). Тогда, будучи уже семидесятилетним старцем, он посвятил себя учительству В этот период жизни П. написал свои последние сочинения и составил планы для новых, особенно для сочинения о системе улучшений в политике согласно требованиям того времени. Богатое событиями время жизни П., от Пелопоннесской войны и последовавшего затем короткого, но блестящего процветания Фив, до начала македонского могущества, заставило его разочароваться в своих взглядах на государственную жизнь. Вплоть до самой смерти он писал новые сочинения и перерабатывал старые. Умер П. в 347 г. на 81-м году от рождения. Его ученики, среди которых были Хабрий, Фокион и Демосфен, были преданы учителю и восхищались им; у него учились даже женщины. Уже в древности он заслужил величайшее уважение: Панетий называл его «Гомером философов», Цицерон — «Philosophorum quasi deum» («божественным философом»), Лонгин — «божественным». Многочисленные ученики П. широко распространили его учение, а основанная им Академия просуществовала долгие годы — вначале под названием Древней академии Спевсиппа и Ксенократа, потом Средней Аркесилая и, наконец, Новой Карнеада; к ним присоединились потом еще четвертая — Филона из Лариссы и пятая — Антиоха из Аскалона.
  •          Метод П. состоял в сократовской беседе; при учениках, проявлявших особые способности, последняя заменялась акроаматическим изложением, причем ученики тотчас записывали его слова в «Ἀγραφα δόγματα» («Философские записки»). Сочиненные им диалоги никогда не велись на самом деле в школе; это драматическая форма, в которой философия излагается настолько объективно, что П. сам никогда не участвует в них как собеседник. Здесь мы видим живое стремление к единству, где чуждое и находящееся в кажущемся противоречии стремится к одной общей цели и связывается гармонически в единое целое, как, напр., отвлеченная обособленность единственно истинного бытия идей и математическое построение четырех элементов рядом с воплощением психологии и этики в государстве. Что же касается формы, то чем богаче содержание в позднейших сочинениях, тем больше уменьшается диалог, который часто сводится к вставленным местами «да» и «нет». Наряду с диалектикой, обнажающей резкие различия, везде присутствует мифическая и поэтическая окраска, которая иногда берет верх над философом. Что касается самого его учения, то признание Парменидом бытия (οὐσία), в котором заключается истина, привело его к мысли, что в человеческой душе, несмотря на всю изменчивость вещей, имеются вечные и неизменные понятия (νοήματα); поэтому должны существовать вечные, простые, тождественные образы (ὁμοιώματα), по образцу которых эти понятия были запечатлены в преходящих предметах. Эти образы (идеи) общего бытия, по мнению П., не имеют никакой связи с чувственным миром, но, с другой стороны, не должны смешиваться и с отвлеченными понятиями. Они скорее то, что единственно истинно и действительно существует; от них происходят все понятия прекрасного, доброго и истинного; их несметное количество, связь их непонятна, они образуют одно целое, но более обширные заключают в себе, в свою очередь, другие множества (πολλά, последнее означает у него и предметы чувственного мира). Поэтому душа человека не всегда связана со слабым телом; она может наслаждаться вечным созерцанием идей; но, отвернувшись от них, она погрязла в смертном теле, где, исполненная тоски, вспоминает о первообразах (ἀνάμνησις), и воспоминание это тем яснее, чем больше развита духовная жизнь в каждом человеке отдельно. Посередине, между разнообразием предметов и вечными их первообразами, находятся числа, тоже вечные, но могущие повторяться. Это основное учение проникло во всю его философию, разделение которой на диалектику, физику и этику П. скорее подготовил, чем выполнил, причем именно тем, что отличал отрасли физики и психологии, этики и политики от области диалектики, пребывающей в самих предметах, и указал таким образом на различие аналитического и синтетического метода. Вечны, по П., материя (τό ἄπευρον) и бог (νοῦς). В материи заложено постоянное стремление к хаосу и пороку, но нус создал из нее полный порядка мир (космос). В боге божественное существо, божественный ум с идеями и мировая душа соединены в одно определенное целое. Человеческую душу бог создал из себя, как часть себя, бессмертной; она сама для себя причина движения, и это вытекает из смерти тела как необходимая ее противоположность. Душа имеет две части, посредством которых она находится в связи с телом; разум (νοῦς) пребывает в голове, животная же часть находится в животе, а дух (θυμός) — в груди.
  •          Сочинения П. обычно распределяли в том порядке, как они были написаны, причем в некоторых случаях следовали в основном обстоятельствам его жизни. Некоторые исследователи различали подготовительные или элементарные, диалектические и положительные сочинения по содержанию и философском) развитию; кроме того, были и такие, которые учитывали способ изложения и философскую форму. В более древнее время их разделяли по тетралогиям (9) или по сизигиям (6). В настоящее время существует следующая классификация: первый класс состоит из таких сочинений, которые написаны до смерти Сократа и несколько позже; ко второму принадлежат те, которые были написаны или изданы в промежуток времени от его путешествий до второй поездки в Сицилию, т. е. во время его деятельности как учителя в Академии; к третьему, наконец, относятся произведения последних лет жизни философа (книги о законах).
  •          К первой группе, таким образом, будут принадлежать: «Лисис», «Лахет», «Гипний Старший», «Гипний Младший», «Ион», «Хармид». «Менон», «Алкивиад I», «Кратил», «Эвтидем». «Протагор», «Горий», «Эвтифон» (написан в промежуток времени между обвинением и смертью Сократа), «Апология Сократа», написанная лишь после его смерти, и «Критон». Во второй группе были бы: «Фаэтет», «Софист», «Политик» (упоминается Аристотелем, хотя он не называет имени автора), «Парменид», «Симпосион («Пирушка»)», «Менексен», «Федр», «Федон», «Филеб», «Государство» в 10 книгах, «Тимей» и «Критий». К третьей группе относятся 12 книг о законах, о которых упоминает уже Аристотель. Следующие сочинения большей частью толкователей признаются не подлинными: это «Эпиномида», «Алкивиад II», «Феаг», «Эрасты», «Гиппарх», «Минос», «Клитофонт». Наконец, подложными должны считаться «Эриксий», «Галкион», «Сизиф», «Аксиох», «Демодок». С другой стороны, можно с достаточной вероятностью принять, что ни одно из подлинных сочинений П. не пропало.
  •        2. П. из Афин, комик, поэт древней и средней аттической комедии, автор 28 драм, враг Аристофана. Процветал после смерти Сократа, его высоко ценили и долгое время читали, поэтому уцелели многочисленные отрывки из его сочинений.
  •        3. Вицерекс Бактрийского царства, не признавший законным воцарение Евкратида II в 145 г. до н. э. и отделившийся от него в 145—140 гг.