Периандр

    Периа́ндр
  •          (греч. Περίανδρος), коринфский тиран, сын Кипсела из рода Гераклидов, род. в 668 г. до н. э., наследовал своему отцу в 628 г. и умер, как полагают, ок. 584 г., после 44-летнего правления, в возрасте 84 лет. Это был человек дальновидный, питавший высокие замыслы, храбрый на войне, мудрый в управлении государством, хотя и прибегавший из-за постоянной подозрительности к низким мерам, просвещенный покоритель искусств, не спасший, однако, себя и своей семьи от помрачающего влияния страсти; страдая от угрызений совести и не питая страха перед святыней, он иногда поддавался самым мрачным суевериям.
  •          Вначале правление его было столь же мягким, как и правление его отца, но в скором времени он стал проявлять насилие, особенно с тех пор, как милетский тиран Фрасибул убедил его искоренить родовую аристократию. В то же время П. прилагал всяческие старания к уничтожению дорических племенных традиций, упразднил общие трапезы и многие другие особенности старинного воспитания. Вопреки демократическим принципам своего отца, П. изгонял народ из города, но, с другой стороны, он ввел некоторые полезные меры, касавшиеся ограничения мотовства, роскоши и всякого разврата. Поначалу П. был милостивее отца, правил разумно и умеренно и содеял немало полезного для коринфян. В молодые годы он стал победителем в колесничных бегах на Олимпийских играх, однако был обижен судьями, гражданами Элиды. Женился он на Мелиссе, дочери Прокла, тирана Эпидавра. П. вывел апойкии (колонии) коринфян в Потидею и на Керкиру. Однако с тех пор, как коринфяне основали поселение на острове, они, невзирая на племенное родство, жили в постоянной вражде с керкирянами. П. проложил переправу в самом узком месте Коринфского перешейка, приказав замостить ее каменными плитами и снабдить деревянными коловозами. По этому волоку, называемому «диолкос», можно было быстро перетаскивать корабли из одного моря в другое. П. же прекрасно возобновил и обустроил святилище Посейдона на Истме и вновь учредил Истмийские игры, на которые приглашал всех эллинов, кроме граждан Элиды. Он привнес из Фив культ Диониса и всячески пропагандировал его, построив первый каменный храм для бога. В его правление деревянные коринфские храмы стали перестраивать, на сей раз возводя их из камня и мрамора. Так что Коринф первым обрел красивый белокаменный облик. П. издал законы, многие из которых были направлены против эвпатридов. Он заменил старые родоплеменные судилища на новые территориальные, ограничил максимальные размеры земельной собственности и количества рабов у коринфян. П. же, подражая спартанским доблестям, запретил роскошь и безделье для знатных, чем вызвал недовольство последних. Афиняне и митиленцы выбрали П. посредником, чтобы положить конец войне за Сигей. Друзьями П. были все больше законодатели и тираны: Клеобул Линдский, Питтак Митиленский, Солон Афинский, Фейдон Аргивский и Прокл Эпидаврский. При дворе тирана жили подолгу и творили поэт Арион и баснописец Эзоп, не раз собирались Семь мудрецов для беседы. Стихотворец Херсий, которого П. оправдал от обвинения и по Хилоновой просьбе вновь приблизил к себе, также подолгу жил при дворе коринфских тиранов. Он-то и сочинил знаменитую эпитафию Гесиоду. Сам П. написал 2000 стихов поучений и наставлений своим сыновьям. Постепенную перемену в его характере, дошедшем до величайшей жестокости, обычно объясняют семейными обстоятельствами, а именно его грубым поступком, послужившим причиной смерти его жены Мелиссы (Лисиды), дочери эпидаврского тирана Прокла; дальнейшими последствиями ее смерти были разрыв отношений с любимым сыном, мрачное настроение и страсть к вину, овладевшие П. Женщин, которые склонили его к этой жестокости против Мелиссы, он приказал сжечь, а для искупления убийства велел лишить коринфянок, приглашенных им на праздник Геры, драгоценных украшений. Он имел 200 человек телохранителей и держал триеры на обоих морях. П. любил военный блеск, но не вел другой войны, кроме как со своим тестем Проклом, которому стала известна причина смерти дочери. Обоих сыновей покойной Мелиссы, Кипсела и Ликофрона, дед пригласил к себе, снискал их любовь и впоследствии отослал их домой, объяснив им, что в отце они должны видеть убийцу матери. Старший, Кипсел, юноша ограниченный, не был поражен этим открытием; Ликофрон же возвратился домой в страшном раздражении и начал резко заявлять свое негодование. Тогда отец в гневе выгнал его из дому и под страхом тяжкого наказания запретил принимать его в дом кому бы то ни было. Под видом сумасшедшего нищего Ликофрон скитался по городским портикам. Это огорчало отца, и он обратился к сыну, приглашая его к себе, но сын ответил только, что П. подлежит теперь наказанию, так как заговорил с Ликофроном. Тогда П. велел отправить сына на о. Керкира, где тот и жил несколько лет, всеми забытый. Отец, все сильнее чувствуя одиночество в своем доме, послал к нему свою дочь, чтобы она поведала сыну об одинокой старости отца и опасности, угрожающей династии. Но Ликофрон не желал возвращаться домой до тех пор, пока он должен там видеть убийцу своей матери. Тогда П. пошел на крайнюю жертву: он решился отказаться от власти в пользу младшего сына, а самому отправиться на о. Керкира. Когда керкиряне услышали об этом, то из сильной боязни увидеть у себя П. умертвили Ликофрона. П. в отмщение за это велел 300 мальчиков из местных знатных семейств отправить в Сарды к лидийскому царю Алиатту для оскопления по восточному обычаю. Впрочем, мальчики избежали грозившей им участи, будучи освобождены и возвращены на родину самосцами. Правитель, которого поэты прославляли как самого богатого, мудрейшего и счастливейшего из всех эллинов, лежал полный скорби и терзаемый мучениями совести на своем одиноком смертном одре. Его недостойный племянник Псамметих лишь в продолжение нескольких лет после смерти П. мог еще удержать в своих руках власть. В последние годы жизни П. афиняне и митиленцы избрали его своим посредником в споре относительно Сигея и покорились его приговору, по которому каждая сторона должна была сохранить то, чем владела в данный момент. Коринфяне в надгробной надписи прославили мудрость повелителя, а также его роскошь и великолепие. П. не только содействовал торговле и мореходству, осуществляя масштабные мероприятия — устройство каналов (от прорытия Истма он должен был отказаться), колоний и т. п., но и покровительствовал искусствам и наукам главным образом тем, что возводил блестящие архитектурные сооружения, которые служили ему поводом налагать контрибуцию на богатых, средством давать работу бедным, а также доставляли наслаждение его собственному уму (см. Арион). Позднеантичная традиция причисляла П. к Семи мудрецам, но уже древние оспаривали справедливость такого причисления.