Парфия

    Па́рфия
  •          парфя́не (греч. Πάρθοι, др.-перс. Раrthava, Parthuva).
  •     I. География.
  •          П. жили в области, лежащей к юго-востоку от берегов Гирканского моря; на севере П. граничила с Гирканией и Хоразмиями, на востоке с Маргианой и Арианой, на юге с Мидией, от которой позже к ней перешли области Комисена и Хоарена; в основном она занимала территорию нынешней южной Туркмении и Хорасан. На севере простирался хребет Коронских гор, на границе с Мидией — Каспийские горы, на границе с Арианой — Масдор. Первоначальное отечество парфян в северной части было сурово и холодно, а на юге плодородно и с приятным климатом. Так как естественное орошение было слабое, то жителии мало занимались земледелием, отдавая предпочтение скотоводству: парфянские лошади славились далеко за пределами их страны. П. делилась на 5 основных частей: Комисена, Парфия, Хоарена, Паравтикена и Табикена. Позже, в период своего наивысшего процветания и силы, П. расширили свои пределы на восток и запад, так что занимали все области между Евфратом и горными странами по Инду. Парфяне были полукочевым народом и сохраняли этот образ жизни и в позднейшие времена. В то же время во всех войнах они показывали себя сильными и храбрыми всадниками и отлично владели стрелами и копьями. Они дразнили неприятеля, заманивали его в засаду, изматывали, а потом уничтожали. Хуже удавалось им вести сражения по правилам военного искусства, т. к. у них не было обученной пехоты. Выгодное расположение их земли между Гирканским и Персидским морями и вблизи рек Тигр, Евфрат, Ох и Араке позволяло П. вести значительную торговлю; они торговали не только товарами своей страны, но и Индии, и Передней Азии. Через их землю пролегал торговый путь с запада на восток. В позднейшее время они имели царей, которым, как и древнеперсидским царям, воздавались почти божеские почести. Тем не менее, несмотря на их громкие названия, власть этих правителей была значительно ограничена высшим сословием и отчасти простым народом. Первое лицо из высшего сословия носило имя Сурены, но это, очевидно, не было его собственным именем. Кроме высшего сословия, были еще крепостные или рабы, которые призывались к оружию во время войны и с которыми обращались с патриархальной снисходительностью. Религия их была первоначально религией сил природы и астральных божеств: они почитали звезды (Меркурии-Тир, Венера-Анаитис, Марс-Веретрагна, Юпитер-Гуру, Сатурн-Кайван), Солнце (Хвар-хшайта) и Луну (Мах); парфянские священнослужители назывались магами, исповедовали веру Зороастра, сильно смешанную с прежним дэвопоклонством.
  •          После покорения соседних земель парфянские цари предпочитали иметь постоянные резиденции, которые в основном находились в восточных провинциях: Ниса, Раги, Экбатана, Селевкия и соединенный с последней Ктесифонт были их столицами, которые они меняли в зависимости от времен года. Это напоминает подобный обычай персидских царей. С македонских времен парфяне получили возможность познакомиться с греческим образованием и культурой; в семействах их правителей не пренебрегали греческим языком и сочинениями. Простой народ не изменил своих грубых пастушеских нравов, непостоянного образа жизни, склонности к насилиям и войне, умеренности и простоты в жизни.
  •     II. История.
  •          В древние времена парфяне подчинялись ассирийцам (XIII в. до н. э.), вместе с которыми попали под власть мидян (ок. 600 г. до н. э.), а затем персов (550—540 гг. до н. э.). Ими правил царь Гистасп из персидского рода Ахеменидов, покровитель пророка Зороастра (VI в. до н. э.). Именно в П. проповедь последнего имела наибольший успех при жизни, но вскоре после его смерти была забыта. Парфяне под руководством Гистаспа мужественно сражались с нашествием хионитов, что не помешало им затем восстать против сына Гистаспа, Дария. Войска Дария и Гистаспа усмирили восстания как в П., так и в соседней Маргиане (521 г. до н. э.), а затем нанесли сокрушительное поражение и кочевым скифам (519 г.). Когда же могущество персов было сломлено Александром, они подчинились последнему (330 г. до н. э.). После того как вскоре после смерти Александра распалось основанное им государство, парфяне во время Диадохов были сначала на стороне Эвмена, а потом Антиоха. С основанием сирийско-македонского царства они подпали под власть Селевка, который основал города на их земле. Когда же при Антиохе Теосе началось разложение государства, парфяне отделились и основали собственную державу ок. 260—250 гг. до н. э.; царем их сделался Арсак, родоначальник династии Арсакидов (256 г. до н. э.), который вел свой род от древне-персидских царей. Арсак укрепил свое молодое государство союзами с соседями, постройкой крепостей и городов, и расширил его пределы завоеваниями. В этом ему помогало сословие магов, культ Митры которых не мог сблизиться с греческим почитанием богов. Арсак умер в 253 г. Его преемником стал его брат, Арсак II Тиридат, который успешно отражал нападения сирийских царей; он умер в 216 г. Между его преемниками особенно выделяется Арсак VI Митридат I (144—136 гг.). Он расширил границы своего царства во все стороны, особенно к Евфрату, так что его владения простирались на восток до Инда. Арсак успешно отражал нападения сирийского царя Деметрия. Так как изнутри государство было непрочно, то он перенес в П. чужеземное устройство и придерживался греческих обычаев. В свое короткое царствование он показал себя не только храбрым, но и снисходительным и умным царем. Сын его Арсак VII Фраат II успешно сражался с сирийцами ок. 130 г.; к этому же времени нужно отнести и его войны с Арменией и Бактрией, которые продолжались и при его преемниках и привели к расширению государства при Арсаке IX Митридате II Великом. Во время внутренних усобиц при следующих царях индо-скифские народы завладели частью восточной П.; в то же время парфяне завязали отношения с римлянами, которые вскоре привели к ожесточенным войнам, а Арсак XII Фраат III заявлял притязания на земли до Евфрата. Арсак XIV Ородес победоносно сражался против Красса, войско которого он уничтожил при Каррах (см. Лицинии); это событие навело ужас на Рим и на долгое время причинило горе римлянам. Только Вентидий в 38 г. отомстил за этот позор блестящей победой. Однако вскоре после этого Антоний потерпел поражение в сражении против Фраата IV (36 г. до н. э.), и только Август принудил последнего возвратить отнятые знамена (в 20 г.). При преемниках Фраата происходили постоянные восстания и возмущения, причиной которых было недовольство народа пороками и преступлениями царей, а также их связью с Римом. Артабан III поддерживал связь с римскими императорами и даже подружился с Германиком, который был послан в Азию по случаю споров из-за Армении. Однако вскоре он стал во враждебное отношение к императору Тиберию и, когда начались новые волнения среди парфян, разделившихся на партии, был вынужден бежать на восток. С помощью варваров Артабан снова получил престол; умер он в 44 г. н. э. Следующие цари управляли без славы и счастья; их то низвергали, то снова возводили на престол. Парфяне то добивались благосклонности римских императоров, которые поддерживали права бежавших парфянских принцев, то снова разгорались войны между римлянами и парфянами, особенно между Нероном и Вологесом I; наконец был заключен мир, который продолжался до времен Веспасиана. При сыновьях Веспасиана дружественные отношения были нарушены, и при следующих императорах Хосрой I (ок. 115 г. н. э.) начал войну против Траяна из-за Армении, но проиграл ее и вынужден был увидеть свою столицу Ктесифонт в руках римлян. Один из его преемников, Вологес III, начал войну против Марка Аврелия; в начале этой войны он имел успех, но потом был побежден Кассием, полководцем Марка Аврелия. Точно так же Септимий Север защищался от парфян, которые ок. 208 г. поддерживали претендента на престол Песценния Ηигра (Pescennius Niger), и завоевал Ксетифонт. В начале III в. н. э. парфянская держава фактически распалась на несколько удельных царств, среди которых особо возвысилась Персида, где воцарились потомки Сасана и Папака. При Каракалле война с римлянами продолжалась не в пользу парфян, государство которых явно пришло в упадок и в 219 г. было сильно потрясено Артаксерксом I, основателем Новоперсидского царства. В 226 г. погиб последний парфянский царь Артабан V, после чего Парфянское царство было окончательно покорено Сассанидами.