Пантомима

    Пантоми́ма
  •          (греч. παντόμιμος, παντομίμα, подражающий всему), искусство представлять на сцене роль или даже целую пьесу без слов, но лишь посредством танцев, игривых телодвижений, жестов и мимики. Это искусство всецело принадлежит римлянам; оно постепенно сформировалось на почве декламации древней песни «Canticum» (см. Кантик). Так как слова этого древнего мима были всем известны, то он не декламировался, а представлялся жестами, отсюда выражение «saltare fabulam» (танцевальная пьеса). Во времена Августа искусство П. достигло совершенства; Пилад славился трагическими пантомимами, а Бафил — комическими. П., занявшие место исчезающей трагедии, были в ходу до времен последних императоров. Нерон был таким ярым поклонником П., что лично выступал в качестве мимического актера, однако Август и Тиберий ограничили это искусство. Самыми знаменитыми исполнителями П. (пантомимами), кроме Пилада и Бафила, были Гил (Hylas) во времена Августа, Публий Мнестер (Mnester) во времена Калигулы, Парис при Нероне, Латин при Домициане. Впоследствии появились также женщины-пантомимы (pantomimae). Во времена императоров Амброний Силон и Лукан составляли сюжеты для П. Представление состояло в том, что главные моменты выражались рядом сольных арий, сопровождаемых музыкой и танцем (cantica), которые исполнял один актер, игравший несколько ролей одновременно; при этом хор декламировал поясняющие слова (canticum), соответствовавшие игре пантомима.