Панафинеи

    Панафине́и
  •          (греч. τὰ Παναθήναια ἱερά), самый большой и, несомненно, древнейший всенародный праздник афинян в честь защитницы городов Афины-Полиады. Учреждение этого праздника, называвшегося раньше Афенаи (Ἀθήναι), приписывали Эрихтонию. Сначала это был только деревенский праздник, но Тесей, по сказаниям, установил его на вечные времена для всех жителей Аттики, соединенных в одно государство, и дал ему название П. (всеафинский). В память самого объединения Тесей (по др. источникам это произошло уже после Писистрата) учредил особый праздник Синойкии или Синойкесии (от συνοίκος, тесно связанный), который праздновали в 16-й день Гекатомбеона. В 566 г. до н.э.. при архонте Гиппоклиде. П. получили особый блеск оттого, что распорядитель Писистрат к прежним конным состязаниям добавил гимнастические; тогда же было установлено празднование его каждые пять лет, а впоследствии в третий год каждой Олимпиады. Перикл в 446 г. прибавил еще музыкальные состязания; с этих пор праздник продолжался с 24 по 29 или с 21 по 29 гекатомбеона. В первый день проходили музыкальные состязания в одеоне, построенном Периклом; здесь участвовали разные артисты, особенно те, которые играли и пели под звуки кифары и флейты. Одно время по постановлению Солона участники соревнований читали отрывки из песен Гомера. За музыкальными состязаниями следовали гимнастические и конные. Хороводы, соединенные с пантомимами, факельщики (лампадедромии) и триеры старались друг перед другом заслужить награду. Распорядители (атлофеты) всех состязаний в количестве 10 человек избирались по филам на каждое пятилетие. Наградой для победителей в гимнастических состязаниях служил оливковый венок и большой красивый глиняный сосуд, наполненный маслом священного оливкового дерева. Самую блестящую часть праздника составляло торжественное шествие (помпа); эта часть праздника в отличие от предыдущих называлась αγόν ἑορτή (праздник). Шествие совершалось в день рождения богини Афины (28 гекатомбеона) и состояло в том, что из Керамика, лежавшего за чертой города, переносили в Эрехтейон, храм в Акрополе, платье богини, повешенное в виде паруса на судне с колесами. Это платье (пеплос) шафранного цвета предназначалось для древней статуи Паллады Афины; афинские женщины (т. н. эргастины) начинали ткать его за 9 месяцев до начала праздника и украшали священное одеяние множеством узоров. Благородные девушки несли на голове корзины с жертвенными сосудами (канефоры), за ними следовали почтенные старцы с оливковыми ветвями в руках (таллофоры, нарядить их как можно пышнее составляло государственную повинность — литургию); жены и дочери вольноотпущенников и метеков несли чаши и кувшины, необходимые при жертвоприношении (скафефоры, гидриафоры), или же стулья и зонтики для жен и дочерей граждан (дифрофоры, скиадефоры). В этом шествии участвовали граждане со своими начальниками (демархами), молодое воинство в полном вооружении, верхом и пешком, победители в разных состязаниях этого праздника, а затем посольства из других государств, особенно из афинских колоний. Афины выказывали в этом шествии свое величие и силу. Отдельные части Панафинейского шествия были изображены впоследствии на фризе в целле Парфенона; сохранилось большое количество этих рельефных плит; многие ученые, впрочем, видят в них изображение Плинтерий или Аррефорий. Праздник оканчивался большим жертвоприношением, при котором приносили в жертву множество быков и коров (гекатомба), и общим угощением (гестиасия).
  •          Кроме Великих П., ежегодно праздновались Малые П., которые были гораздо короче и проще, не имели торжественного шествия и состояли только в состязаниях. Если упоминаются П. без всякого определения, то следует подразумевать Великие П. (τὰ Μεγάλα). В позднейшее время П. праздновались весной, возможно, вследствие римского влияния, и совпадали таким образом с римскими Квинкватрами (Quinquatrus). Проводились П. и в других местах: в Магнесии, где они были учреждены Фемистоклом, Теосе, на Родосе.