Палладий

    Палла́дий
  •          (греч. Παλλάδιον).
  •     I.
  •        1. см. Эфеты.
  •        2. Древнее изображение вооруженной Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, покровительницы города, от которой зависит его судьба. Особо знаменит П. Трои — древняя резная статуя Паллады, защитницы города, хранившаяся в троянской крепости как залог общественного благополучия. Эта статуя имела 3 аршина высоты, ее ноги были тесно сомкнуты; в правой руке Паллада держала поднятое копье, в левой веретено и прялку или щит (символы военной обороны и мирной деятельности, способствующей благосостоянию). Эту статую Зевс сбросил с неба основателю города Илиосу как верный залог благополучия; сама Афина вырезала эту статую в память о возлюбленной дочери Тритона, Палладе, которую она убила по неосторожности. По другим сказаниям, эта статуя была подарена по обету Электрой или дана Дардану Зевсом. Так как Трою нельзя было взять, пока там находился П., то Одиссей и Диомед похитили его, и Диомед принес его в Аргос. По аттическим сказаниям, афинский царь Демофонт отнял П. у Диомеда, когда последний пристал к берегам Аттики. По другому сказанию, в Трое было два П., принесенных Хризой в приданое Дардану: один из них похитил Одиссей, а другой Эней увез с собой в Италию, где он находился или в Риме, или в Лавинии, или в Луцерии и др. Многие города имели подобные П.; на древних изображениях часто встречаются статуи с поднятым шитом или копьем.
  •     II.
  •          Палла́дий Рути́лий Тавр Эмилиа́н (лат. Palladius Rutilius Taurus Aemilianus), римский писатель, живший, вероятно, в IV—1-й пол. V в. н. э. Сохранилось его обширное сочинение о земледелии «Opus agriculturae» в 14 кн., которое было весьма популярно в средние века. Изложив в первой книге общие правила, касающиеся хозяйства, в 12 следующих он описывает земледельческие работы, распределяя их по месяцам, а 14-я состоит из 85 элегических двустиший о прививании деревьев и садов. Язык и слог его крайне грубы; но сочинение это важно потому, что П. при его составлении пользовался трудами более ранних римских и греческих писателей (Колумеллы, Гаргилия Марциала), писавших о том же предмете, и, по большей части, делал из них извлечения.