Паллада Афина

    Палла́да Афи́на
  •          (греч. Παλλάς Ἀθήνη), в греч. мифологии вечно девственная богиня, дочь сильного отца (Ὀβριμοπάτρη) Зевса, не имевшая матери. Гесиод в «Теогонии» рассказывает, что она родилась из головы Зевса, после того как он, по совету Геи, проглотил свою первую жену Метилу (Мудрость). По позднейшим сказаниям, Гефест или Прометей рассек секирой голову Зевса, и из нее появилась Афина в полном вооружении и в избытке юных сил. Афина является олицетворением благоразумия Зевса; благоразумие и сила — главные черты ее существа. Так как она родилась не от матери, а из головы Зевса, то отличается серьезным, почти мужским характером и своим целомудрием от всех других богов (Афина Парфенос с культовым храмом Парфеноном в Афинах). Эта сильная богиня, способная к любой мужской и женской деятельности — могучая и умная руководительница и защитница городов и государств во время мира и войны; она любит и защищает всех умных и храбрых мужей, рассудительных и искусных женщин-рукодельниц. В «Одиссее» Афина в основном является подругой и покровительницей Одиссея и его дома, ловкой Пенелопы и благоразумного Телемаха. При ее помощи Одиссей возвращается домой; она ободряет молодого Телемаха, внушает ему мужество и помогает ему и его отцу в опасной борьбе с женихами. В «Одиссее» Афина всегда заодно с Зевсом, который любит свою избалованную дочь; она — олицетворение его ума и благоразумия. Но так как ее представляли самостоятельной богиней, то иногда она стремится действовать по собственной воле, даже наперекор отцу. В таких враждебных отношениях к отцу Афина часто находится в «Илиаде»; но Зевс, по особенному пристрастию к любимой дочери, уступает ей.
  •          Афина, как покровительница городов, благоприятствует всему, что служит для блага граждан. Она научила людей земледелию и ремеслам, изобрела много полезных вещей, таких, как плут, обуздание лошадей, телегу, мореплавание, зажигание огня и т. п.; она учит женским рукоделиям; она — богиня всех искусств и ремесел (Эргана, «работница»), всякой мудрости и науки. В ее руках право и закон, суды и народные собрания (отсюда эпитеты Булайя, «дающая советы», и Агорайя, «покровительствующая собраниям»). При своей изобретательности она отличается острым зрением; за это Афина называется Оксидеркида (дальнозоркая) и Главкопида (светлоокая, Caesia). Она также защищает государство от неприятеля; Афина — богиня войны, но войны благоразумной, устроенной по всем правилам военного искусства, между тем как Арес — бог дикой, кровавой войны. Под ее покровительством находятся стены, акрополи и гавани; поэтому она носит эпитеты Алалкомена (Ἀλαλκομενηΐς) — защитница, Полиада, Полиохия (Πολιάς, Πολιοῦχος) — защитница городов, Акрая, Акрия (Ἀκραία, Ἀκρία) — защитница акрополей, Пилаитида, Кледухия (Πυλαίτις, Κληδοῦχος) — привратница, хранительница ключей, Промаха (Πρόμαχος) — передовой боец, Лаоссия (Λαοσσόος) — побуждающая народы к борьбе, Атритона (Ἀτρυτώνη) — несокрушимая, Ника — победительница, Агелея (Ἀγελεία), Лейтида (Λείτις), Лафрия (Λαφρία) —доставляющая добычу, Промахорма (Προμαχόρμα) — защитница гаваней. Как богиня войны она изобрела флейту и трубу, отсюда ее эпитет Сальпинксия (Σάλπιγξ) — «трубящая». Ее изображение, Палладий (Παλλάδιον), находилось во многих городах. Как богиня здоровья (Гигиея, Пеония), она являлась спасительницей (Сотейра).
  •          Такой, какой мы ее обрисовали, находим богиню у Гомера и в последующее время, когда культ ее был распространен по всей Греции; раньше же она была олицетворением явлений природы. Древнейшими местами ее почитания были Фессалия, Афины и Беотия. Важное место культа Афины было у Капаидского озера при впадении в него р. Тритон, где в старину, как говорят, стоял город Афины, затопленный озером; отсюда ее эпитеты Трито, Тритонида, Тритогенея, Тритогенида (рожденная морской водой). Вообще, везде, где встречается имя Тритон, был распространен культ Афины, напр. в Ливии у озера Тритонида; но это не самое древнее место ее почитания, как принято считать (см. Нейт). У Тритонидского озера и во многих других местах она почиталась вместе с Посейдоном, которого даже считали ее отцом. Вероятно, в древнейшее время Афина была божеством природы, состоявшим в некой связи с водной стихией. Недаром ее приемный отец и воспитатель Паллант был до поражения титанов владыкой морей. В Афинах, главном месте ее культа, ее почитали как богиню природы, покровительствующую растениям и земледелию. Аттика считалась ее собственностью; культура этой страны, государственное устройство и мифология были тесно связаны с культом А. Акрополь считался ее местопребыванием; она научила афинян возделывать поля, сажать маслины, обуздывать лошадей (Гиппия) и впрягать быков, ввела законы и порядок, учредила Ареопаг, стояла во главе фратрий (Фратрия) и родов, составлявших ядро населения. В ее честь праздновались самые главные праздники: Великие и Малые Панафинеи. Из Аттики ее культ перешел в Ионию; в Эолиду он проник, вероятно, из Беотии. В Лидии она почиталась под именем Асви и считалась то ли матерью, то ли супругой Прометея. Кроме того, культ Афины существовал и в других областях Пелопоннеса: Арголиде, Ахайе, Лакедемоне и др. В представлениях пелопоннесских дорийцев она имеет наиболее воинственный характер. В Спарте ей и Зевсу Агетору (Предводителю) приносили при переходе через границу жертвы за успех похода (диабатерии, διαβατήρια); Афина находилась в связи с молодыми героями — Кастором и Полидевком. В Спарте ей как защитнице городов (Полиохии) были посвящены медная колонна и храм, богато украшенный медью и покрытый медными листами, отсюда ее эпитет Халкиойкида («Живущая в медном доме»). В Коринфе Афина носила имя Геллотида (Геллотия), и в ее честь был устроен праздник Геллотии, на котором устраивалось состязание в беге с факелами. Из прочих эпитетов укажем следующие: Аграилида (Ἀγραύλη, Ἄγραυλος) — сельская, Алея (Ἀλέα) — богиня убежищ (или солнечная), Онка (Ὄγκα) в Фивах, Пронея и Проная (Προναία, Πρόνοια, «находящаяся перед храмом», «предхрамовая Паллада») в Дельфах, Телхиния (Τελχινία) в Беотии, Асия от г. Асия в Лакедемоне, Илиасия (Ἰλιάς, Троянская) от Илиона, Итонида или Итония (Ἰτωνίς) от Итона в Фессалии, Ахайя и Панахайя (Всегреческая).
  •          Самым великолепным изображением Афины была статуя Паллады-девственницы (Парфенос) работы Фидия, стоявшая в афинском Акрополе (см. Аттика). Ее отличительными чертами были спокойствие, серьезность, сознание своей силы и светлый ум; она изображена со слегка поникшей головой и потупленными глазами, как будто в задумчивости; чело ясно, губы сурово сжаты, лицо узкое; волосы, просто причесанные спереди, спускаются на затылок и спину. Во всем телосложении выступает более мужской, чем женский характер. На голове у нее шлем, а на груди Эгида (см. сл.) со змеями по краям и головой Горгоны в центре; в руках копье, оливковая ветвь, змея и петух.
  •          Греческой П. А. соответствует римская Минерва; имя это происходит от minervare, одного корня с mens (разум) и memini (память). В римской Минерве, составлявшей с Юпитером и Юноной покровительствующую городам триаду и почитавшейся вместе с ними в храме Юпитера в Капитолии, особенно проявляются качества богини, способствующей успехам мирных занятий (греч. Гергана). Она — покровительница всех ремесленников и художников: ваятелей, сапожников, врачей (Minerva medica), учителей, скульпторов, поэтов и особенно музыкантов; она попечительница и учительница всех женских рукоделий. Этот характер богини особенно проявлялся на ее главном празднике — Квинкватрах (Quinquatrus или Quinquatria), отмечавшемся на 5-й день после мартовских ид и продолжавшемся 5 дней, начиная с 19 марта. В этом празднестве участвовали прежде всего ремесленники, художники всех родов, учащиеся, которые на этот день освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье (minerval). Первый день праздника считался днем рождения богини, вероятно, потому, что в этот день на Целийском холме был освящен храм Минервы-пленницы (Minerva Capta), принесенной в Рим из города Валерий после завоевания последнего Камиллом. В этот день прекращали военные действия и приносили бескровные жертвы из хлебных лепешек, меда и масла (placentae sacrae, «священные лепешки»). На второй день проводились гладиаторские игры; на пятый — приносились жертвы в зале сапожников (atrium sutorium) и освящались трубы (tubilustrium), потому что трубы были посвящены Минерве. Сословие трубачей, которое участвовало в разных религиозных обрядах, жертвоприношениях, похоронах и состояло под особым ее покровительством, играло в эти дни главную роль, между тем как флейтисты считали своим главным праздником Малые Квинкватры (Quinquatrus minore или minusculae), продолжавшиеся 3 дня, начиная с 13 июня. Минерва и в Риме имела некоторое отношение к войне, на что, по-видимому, указывают гладиаторские игры в праздник Квинкватр. Эмилий Павел после завоевания Македонии сжег часть добычи в честь Марса, Луны и Минервы, а Помпей после знаменитого большого триумфа в 61 г. н. э. основал в ее честь храм на Марсовом поле; то же сделал и Август после победы при Акции. Подобное отношение богини к войне и победе, вероятно, заимствовано от греческой Паллады; соединение Минервы с Нептуном, которым после поражения у Тразименского озера подносилась общая подушка, указывает, по всей видимости, на Грецию, где Посейдон и П. А. часто встречаются вместе как dei equestres.