Осирис

    Оси́рис
  •          (греч. Ὄσιρις), по представлениям греков, О.— не кто иной, как сам Зевс, последовавший за своей возлюбленной Ио в облике коровы из Арголиды в долину Нила. Там он вернул Ио ее человеческий облик и приставил к ней охрану из куретов. Ио родила от Зевса Эпафа (= Гора), которого куреты не уберегли. Тифон спрятал младенца в Библе. Тогда разгневанный Зевс поразил куретов молнией, а сам вступил в единоборство с Тифоном. Безутешная Ио (Изида) тем временем блуждала по Палестине и Финикии в поисках пропавшего сына, пока не обнаружила его у жены библосского царя. До тех пор, пока долиной Нила правили потомки Эпафа — Данай и данаиды, Эгипт и эгиптиады, Кефей и Персеиды, — этого бога почитали под его подлинным именем. Затем, когда страна осталась во власти меламподов, которые говорили на варварском языке, и многое из первичных преданий забылось, Зевса стали именовать Осирисом. Вместе с Изидой он считался одним из главных египетских богов, наиболее почитавшихся во всем Египте. Он находится в близких отношениях с Изидой: их считали братом и сестрой, а от их брака родился Гор. см. Исида, Гор. Царствуя в Египте, рассказывали меламподы, О. научил людей сажать злаки, возделывать виноградники, выпекать хлеб, делать вино и пиво, добывать и обрабатывать металлы. Он отучил людей от людоедства, научил их искусству врачевания и градостроения, а также учредил почитание богов. Но брат О. Сет (Тифон) решил убить его, хитростью заманив в ящик, который он потом забил гвоздями, влил туда расплавленный свинец и бросил в Нил. Ящик был принесен водой в море и там выброшен на берег, где его и нашла Изида. Она предала тело земле, но Сет ночью откопал его, разделил тело на 14 частей и рассеял их во все стороны. Изида собрала их и вновь похоронила на острове Филах или в Абидосе. О. являлся из подземного царства Гору и научил его, как бороться с Сетом, который после продолжительного сопротивления был в итоге окончательно побежден.
  •          Изида является олицетворением нильской равнины и вод, а О. — оплодотворяющих эту равнину вод Нила и дождей у его истоков и в Дельте. В более широком значении Изида есть плодоносная земля, а О. — оплодотворяющая ее производительная сила солнца и небесных вод. О. — бог Солнца и одновременно бог Нила, и борьба его с Сетом есть борьба солнца и влаги с засухой. Постоянная смена жизни и смерти в природе отражает ход жизни самого бога. Если на поверхности земли прекратится жизнь, то О. с Изидой живут в подземном царстве и через своего сына Гора производят новую жизнь. Греки отождествляли О. с Зевсом, Аидом, Посейдоном, Гелиосом, Дионисом и Эротом-Πротогоном; его почитали в Средиземноморье вместе с Изидой также под именем Сараписа. см. Сарапис.