Орфей

    Орфе́й
  •          (греч. Ὀρφεύς). сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, жрец Аполлона Мусагета, мифический герой — певец, родившийся в племени фракийцев у горы Пангей. Век О.— первая четверть или даже треть II тыс. до н. э. В течение своей долгой жизни он проживал в Пиэрии у Олимпа. Сила его песен была так велика, что ими он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей. Он сопровождал аргонавтов и своим пением тоже вызывал различные чудеса, приносившие пользу его товарищам. По преданию, его сын от колхидской нимфы некоторое время жил в изгнании, а затем правил царством Ээта. Когда жена его Эвридика во время бегства от Аристея была укушена змеей в Темпейской долине и умерла, то он сошел в Аид, чтобы возвратить свою любимую супругу, и там своим пением и игрой на цитре так растрогал царицу теней, что она позволила Эвридике следовать за мужем в царство живых, но с условием, чтобы он не оглядывался на нее прежде, чем они достигнут поверхности земли. Но О. оглянулся преждевременно, и Эвридика должна была возвратиться в подземное царство. В этом иносказании излагается основное содержание мистического опыта посвященных в орфические таинства. О. принял смерть от женщин-вакханок, которые растерзали его за то, что он отказался от участия в оргиях и предпочитал Аполлона Дионису, или за то, что после потери своей жены он выражал презрение ко всем женщинам. Голову его и печень они бросили в море, которое и принесло их на остров певцов Лесбос. Там его голова многие годы предсказывала будущее, чем сильно досаждала Аполлону, который и велел ей замолчать, чтобы его оракулы вновь заполнились просителями. Могилу О. показывали в Пиэрии или в Либетре в Македонии. Гомер не знает О., хотя упоминает о другом древнем фракийском певце Фамирисе.
  •          О. во многом сходен с Лином (см. Лин). Подобно Лину, он первоначально был прекрасным юношей, которого рано постигла смерть, вызвавшая общее сожаление. Впоследствии тот, кого оплакивали в песнях, сам превратился в представлении людей в знаменитого певца.
  •          В позднейшие времена, особенно после Писистрата, О. принимали за жреца Аполлона, приносившего очистительные жертвы. Он считался главой и первоначальным основателем мистической секты орфиков (см. Мистерии), возникшей за 1750 лет до н. э. Позднее ученик О. Мусей перенес орфические таинства и в Аттику. Основой учения этой секты служил мистический культ Аполлона-Числа (Аритмос) и Диониса Триждырожденного. Последователи ее, занятые особенной спекулятивной теологией, вели аскетический образ жизни (βίος Ὀρφικός). Из орфического учения многое позаимствовал Пифагор. Учение их было направлено против гомеровской теологии вообще и против гомеровского представления о состоянии души за гробом в особенности и принадлежало к области пантеистических мировоззрений. Секта эта приписывала О. установление множества очистительных обрядов и освящений, разного рода мистические сочинения, оракулы и т. п., — одним словом, то, что появилось в этой секте гораздо позднее. Аристотель утверждал, что О. не существовало.
  •          Приложенный рисунок изображает тот момент, когда О., покидая с Эвридикой подземное царство, оглядывается назад, и Гермес уводит Эвридику обратно. Рельеф находится на вилле Албани в Риме.