Олимпия

    Оли́мпия
  •          (греч. ἡ Ὀλυμπία), первоначально площадь, принадлежащая к храму пред воротами Писы в Элиде, в том месте, где р. Кладай (или Кладей) впадает в Алфей. После разрушения Писы (641 г.) элейцы не позволили возникнуть здесь новому городу и таким образом навсегда сохранили за собой право заведования святилищем, находящимся в О. Этой цветущей местности дарован был вечный мир, вооруженное войско не могло перейти ее границы, так как вся Элида была посвящена Олимпийскому богу. О. лежала на южной стороне подножия Олимпа и холма Кронион, на расстоянии 300 стадий от Элиды и 1485 от Афин; она состояла из двух резко отделенных одна от другой частей по эту и по ту сторону священного участка Алтиса — рощи и храмового двора Олимпийского Зевса. В святилище Алтис находились культовые предметы, относящиеся к богам. С его западной стороны тянулась построенная Гераклом стена, которая шла до поросшего платаном Кладея и, проходя на юге по верхнему течению Алфея, на востоке примыкала к стадию. Она имела несколько ворот, из которых только одни были входные. Пестрый портик этих ворот обозначал фронтальную сторону Алтиса, и только через эти ворота процессии могли вступать на его священную землю. С внутренней стороны стены, справа от входа, находилось священное дикое оливковое дерево, с которого мальчик, родители которого должны были быть еще живы, срезал золотым ножом ветки для венков победителям. В ограде, которой было окружено это дерево (некоторые ошибочно называют ее пантеоном), возвышался алтарь дарующих росу нимф, а за деревом находился величественный храм Олимпийского Зевса, начатый ок. 52 олимпиады элейцем Либоном, но оконченный только в 80—85 олимпиады Фидием. Фундамент, колонны и картины этого храма были найдены и восстановлены благодаря раскопкам, произведенным в 1875 г. под наблюдением Е. Курциуса. Храм этот был т. н. гипайтром (см. сл.) и представлял собой дорический периптер с 6 колоннами по ширине храма и 13 по длине его, построенный из раковинного известняка (пороса) на фундаменте из известкового камня, высотой в 22 метра, шириной в 27 м, длиной в 64 м. Здесь находилась статуя Зевса работы Фидия, самое прекрасное произведение греческой скульптуры. Она была сделана из золота и слоновой кости под влиянием описания Гомера. Массивный пьедестал высотой почти в 12 футов был украшен позолоченными фигурами, изображавшими олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней, со множеством разных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса, высотой почти 40 футов, с выражением мироправящего могущества и вместе с тем отеческой нежности, была представлена сидящей на троне. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой левой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости.. На первый взгляд кажется невероятным, как храм мог вместить эту статую. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа Пеония из Меиды (см. Пеоний), изображающая приготовления к состязанию между Эномаем и Пелопсом (см. Пелопс), а на западе — группа Алкамена из Афин, представляющая битву лапифов с кентаврами (см. Скульптура). На метопах были отображены 12 подвигов Геракла. К западу от храма находилось святилище Пелопса (Гигтподамеон), а дальше — храм Геры, в котором хранились замечательные реликвии и драгоценные сосуды. Здесь была найдена статуя Гермеса (Олимпийского) работы Праксителя, самое прекрасное из сохранившихся произведений древних ваятелей. На расстоянии 15 метров на запад от храма Геры по направлению к Кладею стоял Филиппейон, основанный Филиппом Македонским после Херонейской битвы. Это была ротонда с 18 ионийскими колоннами из мрамора и пороса, в которой находились пожертвованные царем Филиппом дары. Она интересна тем, что это единственная из известных нам ротонд греческого (не римского) происхождения.
  •          Далее к северо-востоку находились Пританей, храм Гестии и праздничная зала, фундамент которой был раскопан в 1878 г. К востоку от храма Зевса размещался большой алтарь Зевса, бывший центром Алтиса не только по географическому положению, но и по своему религиозному значению. Он был сделан из золы сожженных костей жертвенных животных, смешанной с водой Алфея, и стоял на каменном основании, имевшем 125 футов в окружности (т. н. Профисис, на котором убивали жертвенных животных). Между этим алтарем и храмом Зевса находилась крытая галерея на четырех колоннах, покрывавшая деревянные столбы, — остатки дома Эномая. В южной части Алтиса располагался булевтерий (место совещаний) элейцев, который состоял из главного здания и двух флигелей.
  •          У подножия выступающей части холма Крониона находились 14 сокровищниц различных городов. Самой замечательной среди них была сокровищница мегарян; она имела форму дорического храма, а скульптурная группа на фронтоне древнейшего стиля изображала бой с гигантами. Напротив сокровищниц находились медные статуи Зевса, сооруженные на деньги, собранные в качестве штрафов с атлетов. На восток от них находился Метроон, периптер в дорическом стиле. Между ним и храмом Геры стояла экседра (полукруглая ниша) Герода Аттика. Она была украшена многочисленными статуями; между двумя навесами, каждый по 8 коринфских колонн, находился бассейн, куда текла вода из мраморного быка.
  •          На восток от сокровищниц и Занов, в направлении от востока к западу лежали параллельно друг с другом стадий и ипподром.
  •          Ипподром был вдвое длиннее стадия и тянулся далее к востоку. К северной стороне стадия примыкал храм Деметры, жрица которого, единственная замужняя женщина, имела почетное право смотреть на игры, разместившись напротив судей состязания. У самого склона был построен театр, а немного выше — храм, посвященный двум божествам: Эйлейфии и ее сыну Сосиполису, гению Олимпии, покровителю мира и благополучия. За стеной, ограждающей Алтис, находился Гимнасий с помещениями для атлетов, окруженный открытыми площадками для борьбы, и с тенистыми аллеями для прогулок. С высоты холма Крониона посетитель мог видеть внизу бесчисленные приношения в храм и статуи. Это были памятники всех важнейших событий, а сам Алтис стал своеобразным архивом греческой истории, в котором хранились медные и мраморные документы. Так как место для выставки приносимых в дар храму предметов было ограниченным, то их ставили на стену. На пространстве, уже не считавшемся священным, т. е. между Алтисом и Алфеем, находились незначительные здания; так, там стоял Леонидей, в котором во времена императоров принимали важных римских персон; вблизи находилась мастерская Фидия.
  •          С древними племенами пеласгов, царя которых Эномая сказание называет властителем Писы, впоследствии соединились ахейские племена, пришедшие сюда под предводительством Пелопса. В честь Пелопса были учреждены погребальные игры, совершаемые на берегах Алфея и соединенные с почитанием Пеласгического Зевса. Оба празднества сохранились и после того, как сюда пришел Геракл, имя которого служит мифическим выражением дорического влияния. Геракл, чьи подвиги являются отражением представлений дорийцев, выступает теперь учредителем олимпийских празднеств, возобновителем игр Пелопса и основателем тех учреждений, благодаря которым О. сделалась культурным центром не только Пелопоннеса, но и всей Греции. Историческое время игр начинается с того момента, когда Ликург Спартанский и Ифит Элидский заключили Священный союз, который устанавливал порядок Олимпийских игр и текст которого, крутообразно написанный на металлическом диске, показывали еще в 200 г. н. э. Вскоре после этого (после победы Кореба в стадии, в 776 г. до н. э.) начали считать года по олимпиадам, т. е. по периодам игр, повторяющихся через каждые 4 года на 5-й, и измерять их стадиями. Со времени 15-й олимпиады участие в играх сделалось более общим, с 30-й олимпиады оно распространилось на всю Грецию, а с 40-й участниками игр сделались малоазиатские греки, греки Великой Греции и Сицилии. Период их процветания продолжался до 90-й олимпиады и далее. Волнения Ахейского союза и господство римлян не прерывали их проведения: Тиберий и Нерон, напротив того, сами принимали участие в Олимпийских играх. На десятый год царствования Феодосия Великого, в 394 г. н. э., после 293 олимпиад со времени Кореба, Олимпийские игры прекратились навсегда.
  •          В первые олимпиады игры состояли только в беге в один конец стадий до столба, а с 14-й олимпиады был введен и обратный бег от столба, т. н. диавлос (двойной бег), с 15-й ол.— продолжительный бег, долихос; длина пробегаемого при этом пространства определяется различно — от 7 до 24 стадий. С 18-й ол. введена была борьба и т. н. пентатлон, т. е. состязание, состоящее из 5 видов: прыжков (ἅλμα), метания диска (δίσκος), бега (δρόμος), борьбы (πάλη) и метания копья (ἀκόντισις), а с 23-й ол. к ним прибавился кулачный бой (πυγμή). С 25-й ол. начались гонки на колесницах, запряженных четырьмя лошадьми; с 33-й — скачки на верховых лошадях и панкратион (борьба и состязание на кулаках); с 37-й ол. было введено состязание для мальчиков; с 65-й — бег в боевом вооружении; с 70-й — состязание в беге мулов; с 93-й — состязание на двуконных колесницах. Позднее были добавлены и другие виды состязаний.
  •          Когда число состязаний увеличилось, их стали проводить в течение всех 5 дней праздника, с 11 по 16 число священного месяца во время поворота солнца, и праздник оканчивался во время полнолуния. Началом олимпийского года принято считать 1 июля.
  •          К участию в играх допускались только свободные греки, из которых не могли участвовать в соревнованиях безбожники, клятвопреступники и подвергнутые атимии. В законах об Олимпийских играх были подробно определены все их правила, за соблюдением которых следили особые судьи — гелланодики. Этих судей сначала было 1, потом 2, в позднейшие времена 9 (иногда называют 8, 10 и 12). Они носили пурпурные одежды и имели особое почетное место для сидения со стороны стадиона, вблизи медной статуи Зевса. В последний день праздника победитель получал венок из священного оливкового дерева, ему вручалась также пальма, и он приобретал право поставить памятник в честь своей победы в Алтисе; его имя, имя его отца и название его родного города торжественно объявлялись. Во время пира, следовавшего за состязанием, пелись победные песни (эпиникии). При возвращении победителя на родину ему воздавались такие же почести. Победители на Олимпийских играх были свободны от всех государственных повинностей и пользовались почетным местом на играх и праздниках. Со времени 80-й олимпиады вошло в обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и декламировать стихи; известно, что Геродот читал там отрывки из своей истории Персидских войн. Если кому-либо следовало оказать почести, то его имя громогласно произносилось глашатаем и вскоре делалось известным всей Греции. На специальных столбах (стелах) вырезались официальные договоры и документы.
  •          Зрителями на играх могли быть только мужчины, ни одна замужняя женщина на них не допускалась. По утверждению Павсания, на играх могли присутствовать только спартанские или элидские девушки.
  •          С празднеством обычно соединялась ярмарка. Имена победителей игр вносили в особые списки, и писатели (особенно Диодор) называли год олимпиады годом победителя.
  •          Пелопоннесские Олимпийские игры впоследствии, особенно во времена римских императоров, служили образцом для организации подобных игр в греческих городах, особенно в Азии. Из изображений на монетах и надписей на камнях нам известны подобные игры в 27 городах.