Ноты

    Но́ты
  •     I.
  •          (греч. σημεία, лат. notae), условные графические сокращения, которыми пользовались при письме греки и римляне.
  •        1. Греческие сокращения известны нам из надписей и некоторых списков на папирусе. Своим происхождением они, помимо стенографической цели, обязаны отчасти реальной необходимости, отчасти случайным обстоятельствам, а их разнообразная форма была уже делом вкуса. Реальной необходимостью были знаки для обозначения чисел. Древнейшими цифрами были т. н. numeri decadici (десятичные). I означает единицу, следовательно, II — два, III — три, IIII — четыре; далее для изображения этих чисел употребляли начальные буквы числительных π — πέντε (пента, пять), δ — δέκα (дека, десять), ἑ — ἑκατόν (гекатон, сотня), χ — χίλια (хилия, тысяча), μ — μύρια (мириада, десять тысяч), так что Π равнялось 5, Δ — 10, Г — 100, Х — 1000, М — 10000. К Π прибавлялось число единиц до 10, Π I = 6, Π II = 7, Π III = 8, Π IIII = 9. Остальные знаки повторялись столько раз, сколько было необходимо для известного числа: ΔΔ = 20, ΔΔΔ = 30, НН = 200, XX = 2000. Соединением знаков I, Δ, Η, X можно было обозначить любую сумму. Такие numeri decadici обычно употреблялись в надписях для счета денег. В аттических надписях преобладающим был счет по драхмам, и под знаками Π, Δ, Χ, Μ и составными числами подразумеваются драхмы. Знак I в то же время означает не одну драхму, а обол, а для изображения одной драхмы служит знак ├. Талант обозначался символом Т., сумма от 2 до 4 выражалась через повторение этого знака: ТТ = 2 таланта и т. д.; при больших суммах составляли монограмму из Τ и знаков Π, Δ, Н. Наряду с числовыми символами для той же цели использовали и 24 буквы алфавита. Эта последняя система употреблялась только для небольших чисел или для обозначения некоего целого, состоящего из 24 частей. Так, «Илиада» и «Одиссея» были разделены александрийскими грамматиками на 24 песни и обозначены буквами. Но и этим способом нашли возможным изображать любую сумму; так, в число знаков включили древнюю дигамму ϝ для обозначения числа 6, коппу Ϙ для числа 90 и т. н. Σάμπι (Ϡ) для 900 (последний знак встречается только на папирусных списках). Считали от А до I = 1 — 10 и потом по десяткам К — Ρ = 20 — 100 и по сотням, между тем как единицы повторялись по порядку от А до Ω. Тысячи опять начинали с А и отличали чертой с левой стороны буквы, напр. В = 2000.
  •          Остальные сокращения можно подвести под следующие 4 разряда:
  •          1) Собственно сокращения, когда в слове отбрасывали несколько букв по собственному усмотрению, напр., ἀρ, ἀρχ, ἀρχων, ἀρχοντ вместо ἅρχοντος;
  •          2) Лигатуры, т. е. такое соединение букв, при котором последняя черта предыдущей буквы служит первой чертой для буквы последующей (употреблялись преимущественно для букв квадратной формы), напр., в слове ΜΝΗΜΗ так соединяли 5 букв: ΝΛΗΥΗ;
  •          3) Сплетение слогов в виде монограммы, причем они ставились не рядом, а или один над другим, или один в другом, что в основном употреблялось для букв круглой формы;
  •          4) Собственно монограммы, т. е. сплетение нескольких букв слова для обозначения всего слова.
  •        2. У римлян, кроме обычного, существовали еще 4 способа письма:
  •          1) письмо с измененной или мало измененной формой букв, и притом с сокращениями;
  •          2) письмо, в котором при обычной форме букв изменено их значение (шифр);
  •          3) письмо, в котором полностью изменены формы букв и употреблены сокращения (notae Tironianae, см. Туллии);
  •          4) символическое письмо. При сокращениях писали вместо целого слова одну, две или три начальных буквы, напр., М. вместо Marcus, Τi вместо Tiberius, Cos. вместо consul. Повторение одних и тех же букв означает или множественное число (coss. = consules), или столько лиц, сколько раз повторена буква (МММ = Marci tres). Самыми распространенными сокращениями у римлян были:
  •          1) сокращения собственного имени (praenomen);
  •          2) родины;
  •          3) происхождения;
  •          4) даты, числа;
  •          5) названия гражданских и военных должностей и званий и
  •          6) некоторые аббревиатуры в письмах.
  •          Уже Цицерон употреблял шифрованное письмо (notae) в своих дружеских письмах к Аттику, им также пользовались Цезарь и Август. Т. н. «Тироновы значки» (Notae Tironianae) были стенографическими знаками для скорого записывания произносимой речи. Искусство скорописи (стенография) перешло к римлянам от греков, хотя у греков и римлян оно было самостоятельным. О стенографах (ταχογράφοι, notarii) в Риме упоминается со времени Августа, хотя сама стенография существовала еще раньше.
  •          Александрийскими грамматиками, помимо того, употреблялись различные критические знаки:
  •          1) обел (ὀβελός), горизонтальная черта —, для обозначения заимствованного места в сочинении, перистигмен (ὁ περιεστιγμένος), двоеточие (:) — для обозначения лишнего места в сочинении;
  •          2) астериск (ἀστερίσκος)* — для выделения особо удачных мест в сочинении. Астериск и обел соединялись вместе для обозначения удачных выражений, находящихся не на своем месте.
  •     II.
  •          (греч. νόθοι, νοθεία, незаконнорожденные), см. Брак.