Нин

    Нин
  •          (греч. Νίνος, лат. Ninus от шумер. Nin, господин, владыка). Н., сын Бела (Тукульти Нинурта I, 1244—1208 гг. до н. э.), и Семирамида, дочь Деркето, основатели великой Ассирийской державы, начало которой правильнее отнести еще к 2000 г. до н. э. (как делает Ктесий), хотя в самой Ассирии издавна существовало царство, находившееся в зависимости от древнего Вавилона.
  •          Н. вывел свой народ из узких пределов отечества, совершил походы в Каппадокию, откуда привел 28 800 пленников, разбил союз 43 царей нагорных стран (Армении и Мидии и народов до Танаиса), его войска проникли глубоко в страну Утиев и подчинили часть ее. Ок. 1223 г. до н. э. Н. покорил Вавилон, Аккад, Сиппар, основал г. Ниневию (Кар-Тукульти-Нинурта) на Тигре с фандиозным дворцом, и пошел войной на Бактрию, завоевать которую помогла ему мудрость Семирамиды, жены Менона или Онна. За это он сделал ее своей женой и соправительницей. Семирамида, отстранив своего сына Ниния, после сооружения Вавилона и других городов предприняла большой, но безуспешный поход в Индию (Дильмун и Мелаххи). Ассирийские аристократы объявили Н. сумасшедшим и свергли его с престола, отчего он вскоре умер после 52-летнего царствования. После 42-летнего царствования умерла или таинственно исчезла и Семирамида, передав престол своему сыну Нинию (Сарданапалу, 1207—1204 гг. до н. э.).
  •          В существующих сказаниях, в которых слава Семирамиды затмевает славу Н., трудно отыскать исторические черты, присутствие которых там, впрочем, несомненно; сам поход в Индию нельзя считать только мифическим сказанием. Н. — сын Бела, Семирамида — дочь Деркето, соединявшая в себе качества Деркето и Астарты как существо, вселяющее любовь и приносящее победу, смерть и гибель. Все героические подвиги, сопровождавшие основание и рост Ассирийского царства, сказание соединяет с именем этих основателей монархии, поскольку их наследники, Деркетады, не прославились никакими выдающимися деяниями. Семирамиде приписываются также все большие постройки в Передней Азии — как халдейские, так и первых персидских царей. Превосходя всех мужчин геройской силой и подвигами, она является совершенной противоположностью последнего ассирийского царя Сарданапала (см. Сарданапал), который, по преданию, превосходил всех женщин изнеженностью.