Неписаные законы

    Непи́саные зако́ны
  •          (греч. ἄγραφοι νόμοι). В отличие от записанных, установленных государством законов, Н. з. по эллинским представлениям исходят непосредственно от Зевса и Фемиды или Дики — источников всякого права и закона. Законы писаные могут оказываться в противоречии с божественными, неписаными, как это высказывает, напр., Антигона в одноименной трагедии Софокла. Она говорит, что для нее неписаные, вечно действующие и нерушимые законы богов, истекающие из сокровенного источника, значат больше, чем приказ Креонта.
  •          Из этих неписаных, божественных, укоренившихся в человеческом сознании законов, сущность которых мы можем обозначить словами «естественное право», прежде всего развилось обычное право, безраздельно господствовавшее в первобытном обществе. У греков, напр., во времена патриархального владычества царей именно царь был представителем и священным исполнителем этих законов. Но и во времена господства писаного закона Н. з. еще сохраняют свое значение, т. к. их нарушение, до тех пор пока живо в народе нравственное чувство правды, влечет за собой если не наказание, то во всяком случае позор для нарушителя в глазах общественного мнения. Вместе с потерей уважения к ним исчезает и уважение к законам писаным, и Аристотель поэтому ставит нравственное значение обычного права выше писаного закона.