Немезида

    Немези́да
  •          Немеси́да (греч. Νέμεσις), в греч. мифологии богиня судьбы. Гомер еще не упоминает Н. как богиню; это имя у него обычно встречается для обозначения упрека (οὐ νέμεσις, это не заслуживает упрека, тут нечего порицать). У Гесиода Н. уже является богиней, дочерью Никты (Ночи). Слово νέμεσις, происходя от νέμειν (уделять), означает собственно воздаяние должного; следовательно, Н. как богиня определяет судьбу каждого человека, посылает ему счастье или несчастье, смотря по его заслугам. Поэтому Н. как богиня судьбы стоит близко к Мойрам, но отличается от них тем, что, в то время как Мойры уже до рождения человека прядут нити его участи независимо от его качеств, Н. определяет награду или наказание за дела по внутреннему чувству справедливости. В последующее время (у Пиндара, Геродота и трагиков) Н. является только в роли карающей богини: она карает людей надменных, смиряя их гордыню, посылает потери и несчастье тем, кому досталось в удел слишком много счастья. Это она делает для того, чтобы восстановить равновесие и чтобы человек не выходил за пределы человеческого жребия. Культ Н. существовал во многих местах Греции, но особенно она почиталась в аттическом местечке Рамнунт, откуда и ее название Рамнузия (Rhamnusia virgo). Скульптор Фидий из куска паросского мрамора изваял статую Рамнунтской Н., которую гордые персы принесли с собой на Марафон, чтобы сделать из нее памятник своей победы. Рамнунтская Н. отождествляется с Адрастеей (см. Адрастея), хотя первоначально это были совершенно различные божества. Поводом к сближению послужило имя «Адрастея», происходящее от διδράσκω и означающее «неизбежная». На древнейших памятниках искусства Н. изображена в виде молодой девушки наподобие Афродиты; в позднейшее время она изображалась строгой и суровой женщиной с опущенным взором и с поднесенной к груди рукой, поддерживающей одеяние (знак умеренности). В другой руке она держит узду, меч и бич. В императорском Риме Η. почиталась как покровительница солдат и гладиаторов.