Наследство

    Насле́дство
  •          (лат. hereditas).
  •     I. Аттическое право.
  •          В Афинах право наследования зависело от того, оставил ли умерший завещание или нет. До Солона нельзя было завещать имущество конкретным лицам, и оно оставалось во владении рода (γένος). Реформы Солона устранили это неудобство и на случай, когда не оказывалось законных наследников нисходящего потомства, установили распоряжение имуществом путем завещания. Было также предоставлено право распоряжаться имуществом умершего и в том случае, когда нисходящее потомство было только женское, но при этом наследники должны были жениться на дочерях умершего. Бывало, что Н. передавались посредством усыновления, так как дело шло о продолжении рода; часто усыновление производилось родственниками, если покойный бездетный владелец не успевал сделать этого. Поэтому усыновленный не мог возвратиться в дом отца, не оставив детей в доме усыновителя. Если усыновленный оставался бездетным, то новое усыновление не разрешалось, а имущество переходило обратно к родственникам по боковой линии. Если завещание не было сделано и Н. переходило по праву родства, то соблюдались следующие положения: лица мужского пола и нисходящее мужское потомство имели преимущество перед женщинами и нисходящим потомством женского пола, если последние не имели с умершим более близкого общего родоначальника. Ближайшее право на Н. имели прямые потомки мужского пола: сыновья, внуки и т. д. При отсутствии мужского потомства право наследования переходило к дочерям, которые в этом случае назывались эпиклерами (наследницами). Но так как на дочь-наследницу смотрели не только как на самостоятельную наследницу, но и как на лицо, посредством которого можно было перенести право наследования на лиц мужского пола, то ближайший родственник мог предъявить на нее притязания, и настолько сильные, что он мог ее оспаривать даже у мужа, за которого она вышла до получения наследного имущества. Насколько справедливы были такого рода притязания, определялось судебным порядком (см. ниже). Неимущая дочь-наследница имела право требовать законным порядком, чтобы ближайший родственник или женился на ней, или дал ей приданое по своим средствам. Попечение о дочерях-наследницах до их вступления в брак лежало на архонте, который мог сам угрожать взысканием штрафа за причиненные им обиды или же преследовать обидчика в судебном порядке. Если после умершего оставались сыновья, то дочери имели только право на получение приданого, которое должен был дать им их опекун (κύριος); однако в случае развода или их бездетности это приданое возвращалось попечителю. После смерти мужа дочь могла вернуться в дом попечителя или оставаться в доме детей, которым и доставалось приданое, когда они достигали совершеннолетия. По второй линии, если не было нисходящего потомства, сообразно вышеуказанному основному положению следовали родственники по боковой линии (συγγενείς) — прежде всего братья, затем их сыновья, внуки и т. д., а затем сестры с их потомством. Если никого не было, кроме дальних родственников, происходящих не от одного отца с умершим, то право наследования шло не далее третьего колена. Незаконные дети (νόθοι) не имели права Н.
  •          Споры о правах наследования. Если законные наследники были налицо, то Н. не подлежало спору и они немедленно вступали во владение. Если же таковых не было и Н. еще ни за кем не было признано, то лицо, которое имело на него притязание, даже если оно было усыновлено завещанием, должно было сделать об этом заявление архонту, что можно было сделать в любое время, кроме месяца Скирофориона — последнего в аттическом году. Заявление это вывешивали в надлежащем месте, зачитывали на ближайшем обычном собрании (κυρία ἐκκλησία), причем спрашивалось, не оспаривает ли кто-либо притязания и не предъявляет ли своих прав на наследство. Если таких предъявителей не находилось, архонт решал дело в пользу того, кто первый предъявил свои права. Если являлось несколько претендентов, то происходил спор о праве наследования, который решался судебным порядком. После утверждения кого-либо в правах Н. всякий, кто считал себя вправе, мог оспаривать Н. у получившего это последнее, как при жизни его, так и в течение 5 лет после его смерти, что точно так же вело к спору о праве Н. Таким же образом велось дело и в том случае, когда появлялся претендент на дочь-наследницу, которая была неотделима от имущества.
  •     I. Римское право.
  •          В древнем строгом гражданском праве Н. называлось hereditas, в отличие от позднейшего и более свободного преторского наследственного права (см. Наследственное право). В завещании мог быть назначен один или несколько наследников (heredis institution однако все они считались главными наследниками и получали по завещанию свои доли Н. Термин as (целое) обозначал наследство как целое, а двенадцать унций (uncia, двенадцатые доли) — части этого целого. Наследник, получавший все имущество умершего, назывался heres ex asse; сонаследники же, соответственно приходящимся на долю каждого частям Н., обозначались heres ex triente, т. е. «наследующий третью часть», ex parte dimidia, ex deunce, т. е. «наследник 11 частей», ex uncia, «наследник 12-й части». Можно было бы легко обойтись без такого дробления имущества, если бы не считалось почетным быть внесенным в число наследников. Наследники должны были иметь commercium (см. Коммерция), вследствие чего иностранец не мог быть наследником и мог получить только fideicommissum (см. Фидеикомисс). Женщины также не пользовались правом наследования (см. Закон Вокония), а юридические лица могли получать только фидеикомиссию, но при императорах они получили право приобретать и завещанные имущества. Наследники вводились во владение предоставленным им Н., причем sui (т. е. дети и жена in manu) и necessarii heredes (рабы, которых наследодатель в завещании отпускал на свободу и назначал своими наследниками) не нуждались в исполнении каких-либо формальностей. Но в позднейшие времена претор предоставлял им право, смотря по обстоятельствам, отказаться от отцовского Н. (abstinendi beneflcium). Прочие наследники должны были заявлять о своих правах (adire hereditatem), что производилось посредством cretio (точного изъяснения) или негласно — посредством образа действия (pro herede gestio). Введенный во владение наследник брал имущество умершего, но вместе с тем должен был взять на себя и его долги, а также связанные с имуществом наследодателя религиозные обязанности (sacra), включающие культ богов подземного мира и домашнего очага. Со временем такие обязательства стали тяжким бременем, поэтому наследники старались избавиться от них, напр., отпуская на свободу одного из унаследованных рабов, чтобы он выполнял вместо наследника sacra familiaria (семейные культы). Получить sine sacris hereditas (ныне без религиозных обязанностей) считалось большим счастьем. Hereditas legitima (законным Η.) называется наследование по закону, существовавшее наряду с наследованием по завещанию. Если римлянин умирал, не оставив завещания, ему наследовали лица, находившиеся под его властью (жена in manu и дети), которые вместе назывались sui (ближайшие родственники). При отсутствии таковых наследовали агнаты, а когда и этих не было — gentiles (свободные члены рода). Во времена императоров агнаты всегда устранялись в пользу когнатов. Умершему без завещания вольноотпущеннику (libertus) точно так же наследовали ближайшие родственники (sui), а если их не оказывалось, — бывший господин (patronus) или его дети, а за ними — свободные члены рода (gentiles) патрона. Лишение Н. называлось exheredatio. По древнему праву каждый, кто не желал ничего оставлять ближайшим родственникам, мог обходить их в своем завещании, но во времена Цицерона обычай и закон требовали, чтобы завещатель указывал тех из своих детей, которых он лишал Н., и чтобы он объяснял, на каком основании и в силу каких соображений он это делает. О прочих родственниках, лишаемых своей доли Н., завещатель мог не упоминать.