Насилие

    Наси́лие
  •          (лат. vis). В римском праве термин vis означает в широком смысле всякое действие, совершенное кем-либо против воли другого лица; в узком смысле — Н. Первое относится к гражданскому праву, второе к уголовному. Гражданское право не позволяло противозаконно мешать свободе действий другого лица и приходило на помощь обиженному, восстанавливая прежнее положение дел на основании жалобы, называвшейся actio, quod vi metusve causa. Если случалось vis afrox, т. е. если кого-либо силой лишали обладания каким-нибудь предметом, то применялся интердикт о Н. (interdictum de vi, interdictum recuperandae possessions, см. Интердикт). Первоначально существовало два подобных интердикта: de vi (о насилии) и de vi armata (о вооруженном насилии), которые потом, вероятно, слились в один. Наконец, во время междоусобных войн была введена защита достоинства от внезапного Н. (actio bonorum vi raptorum).
  •          В уголовном праве обвинение в Н. (crimen de vi) было сформулировано только под конец Республики, когда усилились Н. и самоуправства. Основанием послужил закон Плавтия или Плотия (89 г. до н. э.), а в 78 г. в виде процессуального добавления к нему был издан закон Лутация. Наказание с угрозой «отлучения от воды и огня» (aquae et ignis interdictionis) полагалось за определенные действия: организацию мятежа (seditionis), насилие над властями и сенатом, занятие площадей вооруженной силой, ношение оружия, разрушение домов и т. д. Некоторые приверженцы Катилины были осуждены на основании уголовного обвинения в Н. (quaestione perpetua de vi), основанного на этих законах. Закон Помпея о Н. (Lex Pompeii de vi) 52 г. ввел сокращенное судопроизводство, которое применялось при обвинении Милона, Клодия и др. Цезарь издал закон Юлия о Н. над обществом (lex Julia de vi publica), который определял наказание за ряд преступлений против общества (бунт, мятеж, скопление в толпу, публичное ношение оружия, нарушение хода выборов и судопроизводства и т. д.). Им же был принят закон о Н. над личностью (de vi privata). Различие между vis publica и privata очень спорное, так как римляне с течением времени стали причислять к vis publica также vim armatam и другие виды насилия, относившиеся к vis privata. Наказание полагалось: за vis publica — aquae et ignis interdictio, за vis privata — конфискация третьей части имущества и недопущение к общественным почетным должностям. При императорах было издано несколько новых законов и сенатских постановлений. Наказание было усилено до казни или ссылки, присуждали также к каторжным работам на рудниках (ad metalla) или к изгнанию (последнее касалось только лиц благородного происхождения, honestos).