Народные песни

    Наро́дные пе́сни
  •          (лат. populi versus). У греков Н. п. имели второстепенное значение, поскольку художественная поэзия у них была исконно народной, а также потому, что поэтические элементы народного творчества вследствие художественного таланта греков легко переходили в область искусства. В древнейшее время простой сельской жизни возникли короткие песни религиозного содержания, в которых просто и бесхитростно выражались чувства, вызванные различными явлениями природы. Они чаще всего носили печальный, меланхоличный характер. Такова была «Песнь Лина» — «Οἰτολινος», т. е. «Смерть Лина» или «Αἲ Λίνε», т. е. «Ах, Лин!» (по восклицаниям в начале и в конце). У Гомера эту песню поют при сборе винограда. В ней оплакивалась смерть прекрасного юноши божественного происхождения, который в расцвете лет был растерзан бешеными собаками. (Впоследствии из этого Лина сделали мифического певца, см. Лин.) Лин олицетворяет собой природу, которая ежегодно погибает в цветущую пору, во время сильнейшей жары, когда восходит Сириус (Песья звезда). Подобных жалобных песен, оплакивавших какого-нибудь безвременно погибшего божественного мальчика или юношу, в Греции, а особенно в Малой Азии, было немало, напр., «Иалем», «Скефр» в Тегее, «Литиерг» (пелась у фригийцев во время жатвы), «Борм» у мариндинян на Черном море; к ним же принадлежат «Песня Адониса» и египетский «Манер». С этими песнями перекликались погребальные песни (θρῆνοι), относившиеся к действительно существовавшим лицам. Совсем иного рода были древние религиозные песни, которые или выражали чувства благодарности, надежды, доверия (напр. пеаны, посвященные Аполлону), или же представляли эпический рассказ о жизни и деяниях какого-либо бога. Из последних развились художественные гимны. Из религиозных песен позднейшего времени особенно известны песни в честь Диониса. К религиозным песням отчасти принадлежали и гименеи. У греков, любивших пение, с давних времен было много песен светских, плясовых (см. Танец), детских (напр. «Песнь о ласточке») и колыбельных. Существовали также песни, которые пели при молотьбе, при выдавливании винограда, песни гребцов, нищих (см. Нищие). К народным песням принадлежали сколии, или застольные песни, а также буколическая песнь в ее первоначальном виде (см. Феокрит).
  •          Хотя римляне не очень любили пение, но и у них были народные песни, не достигшие, впрочем, художественного развития, поскольку образованные люди считали подобное непосредственное излияние чувств грубым и неприличным. Из солдатских, крестьянских, матросских и нищенских песен, о которых упоминают писатели, до нас дошли самые незначительные отрывки. Большинство песен исполнялось дуэтом, как, напр., песня к далекой возлюбленной, которую пели пьяный моряк и погонщик ослов (Гораций, «Сатиры»).