Мойра

    Мо́йра
  •          (греч. Μοερα, доля, участь, судьба), в греч. мифологии олицетворение судьбы. Первоначально слово М. обозначало часть, затем — предопределенный человеку срок жизни, его участь и предназначенную ему смерть. Это понятие у древних поэтов иногда является безличным, а иногда обозначает божество, олицетворенную судьбу. У Гомера М. не является неизбежным, неограниченно властвующим роком. В ее распоряжения могут вмешиваться Зевс и другие боги, которые способны придать им другое направление или остановить их. Сам человек, благодаря своей свободе, может иметь влияние на свою судьбу. Но отношения М. с Зевсом и другими богами не определены точно. С одной стороны, Зевс считается богом, в руках которого находится судьба людей, добро и зло, но, с другой стороны, его воля не совпадает всецело с волей рока; взвешивая судьбу людей, он выведывает неизвестную ему волю М. Зевс и другие боги являются то ее исполнителями и орудием, то противниками. Поэтому Зевс и другие боги являются у Гомера то равноправными с этим таинственным существом, то подчиненными ему. Греки веровали в множество сильных богов, управляющих жизнью людей, но ограничивающих друг друга, так как каждый бог пользуется самостоятельностью и свободой. Таким образом, даже самый высший, совершенный бог — Зевс, владыка богов и людей, — не имел неограниченной власти. Поэтому человек чувствовал потребность поставить над этим ограниченным миром богов еще другую, единую, высшую власть, простирающуюся на всех. Но человеческое воображение не находило живого образа для этой отвлеченной силы, вследствие чего она могла бы энергично и сознательно бороться с существующими божествами и побеждать их. М. оставалась таинственной, непонятной и безжизненной силой; человек постоянно обращался к своим богам, полным жизни, и предоставлял им решение своей участи. Это противоречие, встречающееся у Гомера, проходит через всю греческую древность и никогда не поддерживается язычеством. М. представлялась то неограниченно властвующей над богами и людьми, то подчинялась воле богов, то считалась непреклонным, неизбежным, жестоким и завистливым роком, то (как у трагиков) совпадала с высшим нравственным мировым порядком. У Гомера М. обычно является в единственном числе, но встречаются и несколько М., которые прядут человеку нить жизни и называются поэтому прядильщицами (Катаклотами). Но олицетворение не дошло еще до того, чтобы их число, признаки и происхождение были определены. Гесиод в «Теогонии» называет трех М.: Клото — прядущая жизненную нить, Лахесис — определяющая участь, Антропос — неизбежная, перерезающая нить; они дочери Ночи или Зевса и Фемиды. Впоследствии их изображали строгими, возвышенными богинями с жезлом в руках, которые управляют необходимостью и дают власть карающим Эриниям или же отвечают за продолжительность человеческой жизни. Они определяют время рождения человека (потому иногда их ставят в один ряд с Илифиями, богинями родов), они прядут человеку нить жизни и назначают его кончину. Как богини смерти, они находятся в связи с Керами. Предопределяя судьбу людей, они знают ее наперед и, следовательно, могут предвещать ее. Поэты иногда представляют М. в виде безобразных старух; художники же изображают их в виде строгих дев: Клото с веретеном, Лахесис с шаром, на котором она намечает участь людей, или же со свертком, содержащим определение судьбы, Атропос с весами и ножницами, которыми она отрезает нить жизни, солнечными часами, на которых она показывает час смерти и т. п. Они имели святилища в Коринфе, Спарте, Олимпии и др. местах.
  •          Айса (судьба) является почти тем же, что М., и первоначально тоже обозначает часть. Она прядет (в олицетворении), подобно М., нить жизни человека при его рождении; но она еще более, чем М., осталась отвлеченным понятием.
  •          Римские Парки (Раrсае) в период развития римской литературы были тождественны с греч. М.; в более древнее время римляне имели, вероятно, лишь одну Парку. Слово Раrса стоит в связи со словом pars (часть) и имеет, следовательно, то же значение, что и М.
  •          Под словом Фатум (Fatum) римляне подразумевали волю богов, открытую каким-либо богом, особенно Юпитером, ясно высказанное определение (fan), обозначавшее то неизбежный, неизменный рок, то хороший или дурной жребий и конец жизни, смерть. Во множественном числе fata обозначает или судьбы отдельных лиц, или, подобно Паркам, — божества судьбы, которые записывают участь людей при их рождении. Это fata scribunda (записывающие судьбу), которых призывали в последний день первой недели после рождения ребенка.