Мистерии

    Мисте́рии
  •          (греч. τὰ μυστήρια, таинства), тайные культы, особый вид почитания некоторых божеств. Характерные особенности М., помимо таинственности и сокровенности обрядов, заключались в возбужденном состоянии духа, которое вызывалось уверенностью, что таинства эти сообщают святость и совершенство. Они возникли не из стремления к чужеземным обрядам, но основывались на искренней вере, что участие в них действительно дает блаженство и силу, побеждающую бедствия человеческой жизни. Сами названия этих таинств (мистерии, оргии, телеты) указывают на их свойства. Μυστήριον, от μύω (закрываю рот, глаза и т. п.) означает в ед. ч. тайну, а во мн. ч. таинственное служение или употребляемые при этом таинственные предметы. В слове «оргия» выступает на первый план восторженность настроения, энтузиазм, а «телета», обозначая, как и «оргия», любое мистическое действие, указывает на внутреннюю святость и совершенство, достигаемые посвящением в эти таинства. Это же значение лежит в основании латинского initia (посвящение). Действия и обряды, встречающиеся в других культах, как-то: очищение, искупление и покаяние, жертвы, процессии, гимны и т. п., — свойственны и М., но здесь они приобретают особый характер от возбужденного оргиастического состояния духа и совершаются преимущественно ночью при свете факелов и в сопровождении экстатической музыки. М. имеют свои мифы (герологи), которые отличаются от обыкновенных мифов преобладанием символического и аллегорического элемента и недостатком определенных и ясных образов. Их содержание в основном составляет история прославляемого божества, его рождение, жизнь, смерть и т. п. Обычно все это представлялось с особой торжественностью в мимико-драматической форме, сопровождавшейся восклицаниями, пением, танцами, чудесными явлениями. При этом присутствующим показывались священные символы, знаки присутствия божества (называемые также апорретами, оргиями, мистериями), которым молились, которых благоговейно касались, к которым прикладывались, которые принимали в виде пиши и т. д. К числу таких символов принадлежали: таинственный ларь, факел, особый напиток (κυκεών) на празднествах Деметры; змеи, кожа косули, бык на празднествах Диониса; погремушка (sistrum) на празднествах Исиды и т. п. Все эти рассчитанные на возбуждение духа действия и обряды носили названия: легомена (от λέγω, собирать), дейкнимена (от δείκνϋμι, показывать) или дромена (δρώμενα). Последнее указывало на драматическую форму истории, напр. на Элевсинских празднествах: похищение Персефоны, поиски Деметрой пропавшей дочери, свадьба Плутона и Персефоны. возвращение Деметры на Олимп.
  •          Для участия в М. необходимо было посвящение, которое имело несколько степеней, и посвящаемый постепенно возводился от одной степени к другой, пока не достигал полного посвящения. Обычно различают две степени: предварительное посвящение (μύησις) и полное созерцание (ἐποπτεία); как правило, в виде низшей степени им предшествовало подготовительное очищение. О трех степенях посвящения в Элевсинских таинствах См. Элевсинии. Высшей степенью посвящения была эпоптея, созерцание божества, что считалось действием, сообщающим величайшее блаженство. Не до конца посвященные назывались мистами, а достигшие полного посвящения — эпоптами. Отвлеченного, догматического учения М. не имели, и лежавшие в основании культа идеи представлялись, как сказано выше, в символической форме, причем каждый понимал их в зависимости от степени своего развития. Участникам таинств, как во время праздника, так особенно после него, вменялось в обязанность строгое молчание, чтобы таинственность и святость празднества не была осквернена сообщением с мирскою жизнью. В некоторых М. принимали участие все, без различия звания, пола и возраста, другие праздновались только женщинами, а некоторые — тесно заключенными союзами.
  •          Начало М. надо искать в дотроянское время у пеласгов и ахайев, в древнем культе таинственных и стихийных подземных сил и обрядах инициации юношей. Культ этот основывался на мистическом чувстве и воззрении, по которому божество находится на бесконечно далеком расстоянии от человека и как сила, непостижимая умом, не может иметь конкретного изображения. Гомеровская и позднейшая эллинская эпохи, когда греки считали себя ближе к своим богам и представляли их себе в ясных формах, не имели почти ничего общего Востока служению природе, искали спасения от этого преклонения перед стихийными силами. Своим новым процветанием М. в основном обязаны секте орфиков, которая возникла ок. 699 г. до н. э. и оказала большое влияние на М., перенеся в них свои теологические спекуляции. Под влиянием этой секты в Грецию были перенесены многие культы М. и перемешаны М. различных кругов религиозных верований.
  •          Исконными греческими М. со времен пеласгов являются М. Деметры, из которых самыми знаменитыми были аттические, совершаемые в Элевсине; в них искали утешения и успокоения в загробной жизни (см. Элевсинии). Немалой известностью пользовались и Самофракийские М. кабиров, которые тоже имели пеласгическое происхождение. После Элевсинских, с которыми они, по-видимому, имели большое с мистицизмом древних пеласгов. В это время культы пеласгов были оттеснены и благодаря своей изоляции и обособлению приняли характер таинственного служения. Когда же крайний натурализм греческой религии перестал удовлетворять религиозному чувству, тогда вновь обратились к полузабытой древней таинственной религии подземных сил и стихийных божеств. В расцвете и увядании растительного царства, в жизни и смерти природы мечтательный ум видел символические образы человеческой участи и таинственное указание на вечную смену жизни и смерти. Таким образом М. получили новое развитие, в котором древние обряды и символы служили выражением вновь возникшей идеи бессмертия и возмездия после смерти. Развитие это шло тем быстрее, чем больше греки, предавшись под влиянием сходство по внутреннему устройству, эти таинства считались самыми священными в Греции, хотя о них мало известно (см. Кабиры). Подобно Элевсинским таинствам, они считались государственными и имели особенно много последователей среди греков-мореплавателей с азиатского и фракийского побережья. М. Критского Зевса также имели догреческое (этеокритское) происхождение, хотя были перемешаны со многими азиатскими элементами. Об их подробностях известно мало. Вероятно, весной в Идейской пещере и на ближайших лугах праздновалось рождение бога, а осенью — его смерть на его могиле. Во время праздника рождения вооруженные юноши, изображавшие куретов (см. Куреты), представляли сказание о рождении Зевса в сопровождении дикой пляски и оглушительной музыки. Отличительной особенностью этих таинств было то, что они совершались под открытым небом, а не тайно, как другие М. Из прочих М. самыми известными были таинства в честь Диониса, которые возникли из критского, кадмейского, фракийского или фригийского культов Зевса-Загрея, Иакха, Диониса-Вакха, Сабазия и праздновались с диким, неистовым фанатизмом, который впоследствии выродился в уродование тела и грубый разврат. Более благородные и нравственные люди из греков и римлян держались, впрочем, вдали от этих проявлений варварского фанатизма и чувственного экстаза. Подобным характером отличались и таинства Кибелы, также самофракийско-фригийского происхождения, которые впоследствии принадлежали к числу самых развитых и распространенных М. Еще в древние времена эта религия нашла последователей среди азиатских греков, затем проникла в Фивы, в Афины и в другие греческие города, а также в Рим. Далее известны были таинства Гекаты, Афродиты, Исиды, Митры. Из культов фракийского Диониса и Аполлона с примесью различных суеверий развились т. н. Орфические таинства, которые уже во времена Писистрата получили доступ в Афины. Они имели много общего с Элевсинскими М. Посвященные в эти таинства, которым предписывалось изучение орфических писаний, строгий аскетизм и соблюдение мистических уставов, составляли, подобно египетскому жречеству и пифагорейскому союзу, тесную корпорацию, благодаря чему они надолго сохранили свое обширное влияние. Эти иностранные М. проникали в Грецию и Рим в основном в смутные времена общественной жизни: в Афины — во время Пелопоннесской войны, в Рим — в средний период Империи. С течением времени, несмотря на преследования со стороны правительства, они все шире распространялись, грозя затмить местные культы.