Мидас

    Мида́с
  •          (греч. Μίδας).
  •        1. В греч. мифологии древний царь бригов. Он вывел свой народ из Македонии во Фригию, где они получили название фригийцев. Когда он был ребенком, муравьи носили ему в рот хлебные зерна, предвещая этим богатство в будущем. Однажды опьяневший Силен сбился с пути во время шествия Диониса и попал в розовые сады М. (находившиеся, по общему мнению, в Македонии, вблизи Бермийского хребта). Здесь его поймали крестьяне, связали венками и привели к царю М., который радушно принял мудрого учителя Диониса и беседовал с ним, а на десятый день отвез обратно к Дионису. В награду за это бог предложил исполнить любое его пожелание, и М. попросил, чтобы все, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Но так как пища, к которой он прикасался, тоже превращалась в золото, то М. стал просить бога, чтобы он взял от него эту милость обратно. Дионис приказал ему выкупаться в источнике Пактола, от чего этот источник стал изобиловать золотом. По другому варианту мифа, М. поймал Силена или Сатира у т. н. ключа Μидаса у города Анкира, основанного Мидасом (или у Фимбрия и Тирея, или на паннонской границе). М. налил вина в воду источника, а Силен или Сатир, напившийся этой воды, заснул. По этому мифу, М. получил богатства от Диониса; первоначально же он был фригийским силеном, находившимся в числе спутников Диониса. Остатками его первоначальной природы следует считать его Сатаровы или ослиные уши. Он получил их после музыкального состязания Пана (или Марсия) с Аполлоном, на котором судьей был Тмол (или же сам М.). Хотя Тмол, а за ним и все слушатели, отдали предпочтение кифаре Аполлона перед флейтой Пана, но М. не согласился с этим и в наказание получил от Аполлона ослиные уши. М. тщательно скрывал их под своей фригийской шапкой, но его цирюльник увидел их. Так как последний не смел никому об этом рассказывать, но не мог хранить тайну, то он выкопал в земле ямку, прошептал туда: «У царя Мидаса ослиные уши!» — и засыпал ямку землей. На этом месте вырос тростник, который шепотом рассказывал об этой тайне, и она стала известна всему свету. Этот М. с ослиными ушами, изнеженный фригийский царь и покровитель культа Диониса, часто служил предметом аттической сатирической драмы. В последнем мифе, подобно сказанию о Марсий (см. Марсий), показано противостояние между фригийской игрой на флейте (господствовавшей на праздниках Диониса) и эллинской игрой на Аполлоновой кифаре.
  •        2. М., сын Гордия I, царь Великой Фригии в 729—699 гг. до н. э. Пришел к власти в результате жестокой междоусобицы после смерти Гордия. М. покровительствовал искусствам и наукам и проводил активную внешнюю политику, заключил военный союз с царством Гипахеян (Урарту) и г. Каркемис против ассирийского царя. В его правление ок. 714 гг. на Фригию напали ассирийцы. М. был вынужден признать власть Ассирии и платить ежегодную дань. Но вскоре он заключил с ассирийцами мир, ибо с северо-запада на Фригию стали нападать мисы и вифинцы, а с северо-востока совершали набеги киммерийцы. В борьбе с ними прошли последние годы правления М. По преданию, М. завещал свое царство высоко чтимому Аполлону Дельфийскому и даровал золотой трон святилищу в Дельфах. Предание гласит, что после того, как М. потерпел жестокое поражение от киммерийцев, он наложил на себя руки. Власть в гибнущей державе ненадолго перешла к Гордию II (699—695 гг. до н. э.). См. Гордий.