Марциал

    Марциа́л
  •          (лат. Martialis), Марк Валерий М., родился в г. Бильбилида (Испания) ок. 42 г. н. э. Он не находил особого удовольствия в юридическом образовании, полученном им в Калагурре, родном городе его друга Квинтилиана, и на 22-м году жизни отправился для продолжения научных занятий в Рим, где большую часть времени и все свое усердие посвящал поэзии. Был на положении клиента, получал материальную поддержку от друзей и покровителей, среди которых были Сенека Младший и Лукан. Пользовался большим расположением Нерона и последующих императоров: Домициан назначил его трибуном, а от своих высоких покровителей он получил в подарок поместье в Сабинской земле близ Номента и небольшой дом в Риме. Не сумев снискать расположения императоров Нервы и Траяна, он пожелал возвратиться в Испанию, и Плиний Младший в 98 г. помог ему исполнить это желание. Здесь он благодаря содействию богатой Марцеллы получил поместье, однако стремился снова возвратиться в Рим, но вскоре умер, вероятно в 102 г. М. считается творцом новейшей эпиграммы и лучшим из римских поэтов в этом жанре; образцом для него служил Катулл. Он написал 15 книг эпиграмм, среди которых «Книга о зрелищах» («Libellus spectaculorum»), посвященная открытию Колизея. Две последние книги озаглавлены «Гостинцы» («Хеniа») и «Подарки» («Apophoreta»). Ему принадлежит более 1560 эпиграмм, написанных большей частью элегическим или ямбическим стихотворным размером (дистихами или гендекасиллабами). Они полны ума и остроумия, поразительно кратки и весьма живо представляют черты и нравы того времени, хотя и не отличаются серьезностью и глубиной замысла. Иногда эти эпиграммы грубоваты и неприличны, равно как и не всегда свободны от низкой лести сильным людям того времени, особенно Домициану, которому М. поклонялся как образцу всех добродетелей человека и правителя. Некоторые его намеки для нас необъяснимы и затрудняют понимание этого поэта, которого усердно читали современники, откуда и появилось много списков и искажений. Только немногие из эпиграмм, представляющих краткие описания, носят на себе древний отпечаток обыкновенной надписи. Почти везде они принимают своеобразный характер эпиграммы тем, что стремятся к одной точке: ожидание читателя напрягается и лишь в самом конце удовлетворяется неожиданным объяснением или выводом. Темой для эпиграмм служили различные обстоятельства времени, события и лица, большей частью упомянутые под вымышленными именами. С колким остроумием преследуются слабости и тогдашняя безграничная безнравственность, но поэт не вооружается против них нравственным негодованием. Хотя его жизнь и могла быть свободной от изображаемой испорченности нравов, но он сам находился среди описанных им обстоятельств, и в самых бесстыдных проявлениях испорченности он восставал не против самого явления, а осмеивал только его внешнюю форму.