Максим

    Макси́м
  •          (лат. Maximus, от magnus, великий, могущественный).
  •        1. Когномен в роде Фабиев, см. Фабии.
  •        2. Марк Клодий Пупиен М., выдающийся полководец времен императора Каракаллы и его преемников. Отличился в борьбе с германцами и иллирийцами, пользовался большим уважением и любовью, особенно в войске. В 238 г. н. э., после смерти обоих старших Гордианов, сенат провозгласил М. императором вместе с Бальбином, хотя строгость, проявленная им во время отправления должности городского префекта, сделала его ненавистным простому народу. После смерти Максимина ему подчинилось войско последнего. После возвращения из похода против Максимина он был торжественно принят в Риме, но в том же 238 г. был убит недовольными его избранием преторианцами.
  •        3. М., в 383 г. н. э. отнял у Феодосия, которого недолюбливал, Галлию и Британию. Феодосии, занятый другими заботами, даже признал его соправителем и правителем западной части Империи по ту сторону Альп. Однако вскоре (в 387 г.) М. под незначительным предлогом вторгся в Италию и после поражения своих войск был взят в плен, доставлен к Феодосию и казнен.
  •        4. М., несправедливо присвоил себе власть в правление императора Гонория, но скоро был лишен ее, а после вторичного покушения захватить власть был выдан Гонорию.
  •        5. Петроний М., римский сенатор. В 455 г. н. э. свергнул с престола Валентиниана III, соблазнившего его жену. Приказав убить императора, он принудил его вдову Евдокию выйти за него замуж, но она, узнав, что М. убил ее мужа, призвала на помощь короля вандалов Гейзериха. Еще до его прихода М. обратился в бегство и был убит разъяренным народом.
  •        6. М. Тирский (М. Tyrius), философ-неоплатоник, род. в г. Тир и жил в конце II в. н. э. В правление обоих императоров Антонинов и Коммода жил в Греции и в Риме, где обучал философии в соединении с риторикой, почему также назывался софистом. Им написано 41 философско-риторское сочинение о различных предметах («Беседы»), где он обнаруживает самостоятельность суждений, хотя в общем следует основным положениям Платона. Некоторые позднейшие философы воспользовались и руководствовались его мыслью о непрерывной связи всего живого, представляющего как бы лестницу, высшую ступень которой занимает божество, а низшую — растения. Слог М. Тирского не всегда ясен и прост и страдает искусственностью.
  •        7. М. Эфесский (М. Ephesius), философ-неоплатоник, живший в IV в. н. э. Преподавал в Эфесе и Константинополе, куда был вызван Юлианом. Говорят, что он оказал влияние на отречение императора от христианства, за что и был приговорен к смертной казни римским проконсулом Фестом. Его сочинения, касающиеся астрологии и магии, утрачены. В философии он не имеет особых заслуг.
  •        8. Прозвище отдельных лиц из рода Валериев, см. Валерии.