Лукиан

    Лукиа́н
  •          (греч. Λουκιανός, лат. Lucianus) из г. Самосата в сирийской области Коммагена. Родился ок. 120 г. н. э. в бедной семье. Родители отдали его в ученики к каменотесу, но он вскоре оставил это низкое занятие и посвятил себя риторике. Сначала он выступил на поприще судебного оратора, но потом обратился к профессии софиста, сулившей больше славы. В качестве софиста Л. сначала жил в Галлии, где нашел себе выгодные занятия, затем некоторое время оставался в Риме и, наконец, отправился в Грецию, чтобы посвятить себя философии. Он долгое время жил в Афинах, где сблизился с киником Демонактом. В зрелом возрасте он занимал административную должность в Египте. Под его именем сохранилось более чем 80 сочинений, которые, однако, не все принадлежат ему — Слог Л., выработанный на лучших образцах античной литературы, представляет нечто замечательное для того времени; он отличается как ясностью и простотой, так и изяществом и остроумием. Л. в своих произведениях обличает пороки своего времени, осуждает упадок нравов, осмеивает религиозные и философские направления. Скептичный Л. относится ко многим явлениям своего времени с насмешкой и сатирой. Исходя из того воззрения, что только страх и надежда влекут людей в храмы богов, он осмеивает народные поверья и традиционный культ в книге «Диалоги богов» («Dialogi Deorim»). С наибольшей едкостью преследует он суеверия, отчасти занесенные из чужих стран, а именно мистические бредни и связанное с этим надувательство («Александр», «Псевдомантика», «О кончине Перегрина», «Псевдофилософия»). Христианство Л. также представлял обманчивым суеверием.
  •          Несмотря на свое уважение к древним философам, особенно к эпикурейской школе, он бичует мертвенный догматизм современных философов, в первую очередь стоиков и циников, а также их пошлую и грязную жизнь («Продажа жизней» («Vitarum auctio»), «Гермотим», «Пир», «Беглецы», «Харон», «Юпитер Трагический», «Рыбак»). Хотя Л. благодаря ораторскому искусству приобрел состояние и достиг почестей, однако это не мешало ему замечать недостатки риторики того времени, превратившейся в искусство проворно и смело болтать. Именно ее он сделал предметом своей насмешки («Наставление риторам», «Rhetorum рrаесерtor»), заодно бичуя все остальные уродливости в литературе («Псевдософисты»), «Quomodo historia sit scribenda» («Как писать историю»), все ложное и превратное в воспитании («Отшельничество», «Anacharsis») и образовании («Нигрин», «Об оплате наемного труда», «De mercede conductis»), а также в нравственном состоянии общества.