Лирика

    Ли́рика
  •          (от греч. λυρικός, музыкальный, напевный).
  •     I. Греческая Л. Термином «лирическая поэзия» в широком смысле обозначаются поэтические произведения, не принадлежащие ни к эпосу, ни к драме. Следовательно, сюда относятся элегии, ямбическая поэзия и т. п. В более узком смысле, — а так понимали Л. и сами греки, — она означает только такого рода поэзию, которая тесно связана с музыкой и орхестикой, т. н. мелическую и хорическую поэзию. Первая была присуща в основном эолийцам, а вторую развили дорийцы, поэтому мелическая поэзия называется также эолической, а хорическая — дорической. Ионийцы, обладавшие особой впечатлительностью и восприимчивостью к явлениям окружающего мира, создали и развили эпос и элегию, опередив в этом все остальные племена, а эолийцы, воспринимая так же живо и легко впечатления извне, но отличаясь большей силой и глубиной чувств, пошли далее в развитии задачи поэзии и создали новый род художественного произведения — мелическую поэзию. В ней поэт выражал непосредственно свои внутренние, индивидуальные мысли и чувства, вызванные тем или иным обстоятельством, свои гнев и ненависть, любовь и дружбу, радость и горе. Выражению подобного рода чувств уже не соответствовали те спокойствие и равномерность, которые составляют отличительную черту элегий и рапсодий; здесь необходимо было пение и быстрый, более динамичный ритм. После напряжения и возбуждения чувств закономерно наступает ослабление и остановка: отсюда появилась мелическая строфа, состоящая из нескольких коротких повторяющихся стихов, за которыми следует один или два заключительных стиха с несколько иным метром (сапфическая, алкейская и др. строфы). Пение сопровождалось игрой на струнном инструменте. Возникновение и последующее развитие эолической поэзии относится к концу VII—первой пол. VI в. до н. э., т. е. ко времени обострения политической борьбы, когда в каждой отдельной личности проявляется большее сознание самостоятельности и когда чувство и страсть высказываются с большей силой. Местом, где возникла и главным образом развивалась мелическая поэзия, был остров Лесбос. Эолийцы, жившие на этом острове, достигли более высокого уровня развития духовной жизни, чем те из них, кто жил в других местах; музыка пользовалась у них особенной популярностью. Представителями этого рода поэзии были Алкей из Митилены (ок. 612 г. до н. э.), а также его современница и землячка Сапфо и ее ученица Эринна. Как на отдельный раздел эолической поэзии следует смотреть на поэзию ионийца Анакреонта. Отличный от мелической поэзии характер имела хорическая или дорическая Л., в которой лирическая поэзия вообще достигла высочайшей степени своего развития. В ней выражались уже не субъективные чувства отдельной личности — поэта, но чувство и душа целого народа. На празднествах в честь богов эти песни исполнялись хором, танцующим под аккомпанемент музыкального инструмента. Для такого рода представлений уже не подходили небольшие легкие эолические строфы; хорические строфы, соответствовавшие движениям танцев, были больше и художественней. За строфой, как правило, следовала полностью соответствовавшая ей по размеру антистрофа, за которой шел отличный от обеих предыдущих частей эпод. Во время антистрофы хор возвращался на свое первоначальное место, исполняя в обратном направлении те же движения, что и в строфе, после чего стоя пел эпод. Песни, в зависимости от своего назначения и содержания, носили различные названия. Так, пеан (культовый гимн) был связан с культом Аполлона. Уже у Гомера мы находим его в виде умилостивительной песни при жертвоприношении Аполлону или же в виде победной песни. Под дорическим влиянием из пеана первого вида, особенно в культе Аполлона Пифийского, развилась хвалебная и благодарственная песнь, а также песнь, взывающая о помощи в беде и относящаяся не только к богам-спасителям — Аполлону и Артемиде, но и к другим божествам-покровителям. Пеан, исполнявшийся во время пиршеств, во время трапез и симпосионов, носил особый характер. Из победного пеана, в особенности под влиянием критян, развилась боевая песнь, исполнявшаяся при нападении на врагов и после победы. Противоположной пеану была песнь в честь Аполлона, называвшаяся гипорхемой. Она носила веселый и шутливый характер, а во время ее исполнения пение хора сопровождалось жестами и танцами. Гимном называлась хвалебная песнь в честь богов, которую хор пел под аккомпанемент кифары, стоя перед алтарем. Самыми древними авторами таких хорических гимнов следует считать аполлоновых певцов Олена, Филаммона и других. Гимны Гомера (см. Гомер), как не предназначавшиеся для публичного чествования богов, подобно позднейшим гимнам Каллимаха, Месомеда и орфических поэтов, следует отличать от гимнов, посвященных конкретному культу. О дифирамбе См. Дифирамб. Просодиями (видоизменение гимнов или пеана) назывались песни, которые под аккомпанемент флейты пел хор во время торжественного шествия к храму. Несколько иной характер имели парфении (девичьи песни), названные так потому, что исполнялись хором молодых девушек (παρθενική). Генкомионом (похвалой) называлась хвалебная песнь, в которой прославлялись отдельные личности, цари и замечательные мужи, а также выдающиеся события. Сродни последней была хвалебная песнь в честь победителя состязаний — эпиникий (см. Пиндар). Сюда же принадлежат паройны, застольные песни (из них особо выделялись т. н. схолии), а также свадебные песни — гименеи и эпиталамы. Последние пелись перед дверями брачного покоя, а первые исполнялись хором юношей и девушек во время торжественного шествия невесты. Обычай провожать новобрачных домой в сопровождении танцующего и поющего хора юношей и девушек, а также петь шутливые песни за свадебным пиром и перед спальней новобрачных, был очень древним. Веселым свадебным песням составляли противоположность френосы, печальные песни, исполнявшиеся под аккомпанемент флейты во время похорон и поминок.
  •          Хорическая поэзия зародилась в древнейшее догомеровское время и развивалась в основном под влиянием глубоко религиозного племени дорийцев, главным образом на острове Крит и в Спарте. Но художественное развитие она получила после 30-й олимпиады (660 г. до н. э.), благодаря поэтам, которые внесли серьезные усовершенствования в античную музыку. Большинство их происходило из недорических государств, напр. Алкман из Лидии (около 650 г. до н. э.), Стесихор из Гимеры (636—560 гг. до н. э.) и Арион из Мефимны (628—585 гг. до н. э.). Хотя эти поэты в общем придерживались нравственно-религиозного характера хорической поэзии дорийцев, тем не менее они проявляли в своем поэтическом творчестве больше свободы и самостоятельности, чем их предшественники. Под влиянием вышеназванных поэтов хорическая поэзия сделалась общим достоянием всех греков. Наивысшего процветания она достигла в конце VI— первой пол. V вв. до н. э., т. е. незадолго до Персидских войн и во время них. Основная заслуга в этом принадлежит Ибику из Регия (ок. 530 г. до н. э.), Симониду из Кеоса (556—469 гг. до н. э.) и Пиндару из Фив (521—441 гг. до н. э.); к ним примыкает также Бакхилид, племянник Симонида (ок. 473 г. до н. э.). У них хор служит средством выражения свободного вдохновения поэта. Кроме того, следует упомянуть о трех поэтессах — Коринне из Танагры, Телесилле из Аргоса (ок. 500 г. до н. э.) и Праксилле из Сикиона (ок. 450 г. до н. э.), а также о поэтах Тимокреонте с о. Родос (жил во времена Персидских войн, замечателен своей пылкостью и язвительным остроумием), Диагоре из Мелоса (ок. 470 г. до н. э.), Керкиде из Мегалополя (ок. 350 г. до н. э.). Наконец, известны дифирамбами следующие поэты: Филоксен с острова Кифера (ок. 400 г. до н. э.), Тимофей из Милета (ум. в 357 г. до н. э.), Полиид и Телест из Селинунта (ок. 350 г. до н. э.). Чем разнообразнее и величественнее были мелические произведения греков, тем сильнее следует пожалеть о том, что за исключением энкомиев Пиндара до нас не дошло ни одного полного стихотворения.
  •     II. У римлян развитие лирической поэзии шло в основном по греческим образцам. Художественного развития достигла она в эпиграмме, ямбе и особенно в элегии. К концу Республики, когда знакомство с греческой литературой сделалось всеобщим, нашел себе место и греческий мелос. Катулл был первым лириком такого рода, однако непревзойденным мастером в этой поэзии считается Гораций, который действительно мог хвалиться тем, что «донес до италийцев лучшие эолийские песни». Множество лириков подражало ему в первые века христианства, даже некоторые из христианских поэтов (Пруденций и др.) делали попытки в этом жанре. Здесь можно назвать Цезия Басса, Салея Басса, Вестриция Снуринну, Стация и других.