Курции

    Ку́рции
  •          (лат. Curtii).
  •        1. Метт Курций из одного древнейшего патрицианского рода, упоминается первым в этой фамилии. Он был сабинянином и после похищения сабинянок сражался со своими воинами против римлян, причем попал в болото, из которого едва спасся. После примирения с римлянами он переселился в Рим.
  •        2. М. К., храбрый юноша, который в 362 г. до н. э. верхом на красиво убранном коне со множеством драгоценностей бросился в образовавшуюся на Форуме огромную яму. Эта яма возникла, вероятно, в результате землетрясения, и ее никак не удавалось засыпать землей. После того как М. К., согласно предсказанию оракула о том, что необходимо умилостивить гнев богов, бросился в бездну, она опять закрылась. Возможно, это сказание находится в связи с вышеупомянутым Меттом К.
  •        3. Кв. К. Руф, римский историк, автор обширного трактата в 10 книгах (из которых первые две утеряны), посвященного деяниям Александра Македонского («De rebus gestis Alexandri M.»). О времени жизни этого историка нет почти никаких достоверных сведений, поэтому его определяют периодом от Августа до Феодосия. Его отцом был, вероятно, квестор К. Руф, впоследствии занимавший пост проконсула в Африке; поэтому можно полагать, что историк жил при императоре Клавдии. С этим согласуются и собственные слова К., где он сравнивает состояние Македонско-персидского государства после смерти Александра Великого с состоянием Римского государства до начала периода императоров и повествует о том, как после внутреннего расстройства вследствие междоусобных войн снова был восстановлен благодатный образ правления. При этом он высказывает пожелание, чтобы это правление вечно осталось в руках подобных властителей (eiusdem domus). Упомянутый здесь правитель (princeps), которого ortus lucem caligathi mundo reddidit, — Клавдий, a nox — ночь 24 или 25 января 54 г. н. э., когда был убит Калигула и на престол вступил Клавдий. Некоторые относят эти слова к междоусобным войнам после смерти Нерона, а К. считают современником царствования Веспасиана. Он, по всей вероятности, находился в расцвете зрелого возраста, когда написал свое историческое сочинение. У него встречаются ошибки в хронологии и географии, а описания сражений обнаруживают недостаток технических сведений. Он также слишком увлекается Александром, что отчасти можно объяснить влиянием тех греческих источников, которыми Он пользовался, а именно сочинениями Клитарха и Мегасфена (которым также следовал Диодор). Вставленные речи, как и некоторые описания, весьма оживленны и привлекательны. Его язык, иногда блестящий и поэтичный, носит отпечаток Серебряного века. Сочинение К. следует рассматривать скорее с риторической, нежели с исторической точки зрения.