Колонна

    Коло́нна
  •          (греч. στῦλος, столб, лат. columna). Первоначально К. (столбы) служили исключительно в качестве подпорок для крыши, делались из бревен или неотесанных каменных глыб и лишь со временем приобрели более изящную форму. Они стояли в каждом доме и храме, так как портик составлял существенную часть здания, а также во всех общественных постройках, на могилах и при других памятниках (см. Дом, Храм, Погребение).
  •          В Греции различали три ордера К.: дорический, ионический и коринфский.
  •          Дорический и ионический появились почти одновременно, но дорическим впоследствии назывался более древний архитектурный стиль (процветавший сначала, по-видимому, в государствах не дорических, напр. в. Афинах). Это произошло лишь потому, что он отличался от того стиля, который, по свидетельству Павсания, с 33 ол. (648—645 гг. до н. э.) стал употребляться в Малоазиатской Ионии. Оба этих стиля представляют подражание архитектуре деревянных строений. Высота дорической К. обычно равняется 5,5 нижним диаметрам К. Расстояние между К. (на узкой стороне храмов обычно стояли 6 или 8 К., если на их длиной было 13 или 17) тем меньше, чем древнее храмы, но не превышает 1,5 диаметра К. Дорическая К., не имея базы, стоит непосредственно на подстройке (suggestus) храма. Ствол изборожден 20 (или 16) полукруглыми бороздками (canaliculi, каннелюры) таким образом, что они сходятся в острые грани; эти желобки вырезали уже после установки К. Отдельные мраморные барабаны, из которых составлен ствол и которые ради большей устойчивости связаны между собой пропущенным через середину брусом кедрового дерева, к середине К. незаметно утолщаются, а затем кверху делаются тоньше. Швы снаружи полностью сглажены шлифовкой. Самый верхний барабан, отделенный от прочих горизонтальной зазубриной, делался из одного куска с капителью (саpitulum) и назывался гипотрахелием (повязкой). Вокруг него шли три вырезных кольца (anuli, ἐντομαί). Напротив, вокруг лежащего на нем эхина (от ἐχῖνος, сплющенный, подушка) в виде круглой, расширяющейся кверху подушки, шли три выдающихся кольца, сделанных, вероятно, для того, чтобы дождевые капли не стекали вниз по колонне. На подушке лежала четырехугольная, обтесанная в четыре грани плита, называвшаяся абак (ἄβαξ). Это была последняя часть К., промежуточная между К. и горизонтальной верхней частью здания. Непосредственно на абаке покоился архитрав, гладкая каменная перекладина, простирающаяся от одной К. до другой. На ней лежали концами, выдаваясь вперед, поперечные балки, одна из которых опиралась на колонну, а другая лежала между двумя колоннами. Каждый такой конец был обшит плитой, имеющей два целых вдающихся желобка в середине и по одному полужелобку по бокам (триглифы). Промежутки между триглифами (метопы) вскоре стали и с внутренней стороны украшать плитами с рельефными изображениями (фризами). Над поперечными балками крыши (т. е. триглифами и метопами) лежала значительно выступающая вперед продольная балка, украшенная снизу равномерно расположенными маленькими зубчиками или гвоздяными шляпками (стагонами); по шесть таких зубчиков находилось и под каждым триглифом.
  •          Ионический стиль отличается от дорического не столько построением К., сколько орнаментами. Между тем как дорический стиль, поражая совершенством красоты своих пропорций, производит впечатление простоты, силы и твердо основанного величия, — ионический более привлекает взоры стройной легкостью и нежной прелестью своих форм. Ионические К. сравнительно выше (в 8,5 — 9,5 нижних диаметров), расставлены на большем расстоянии одна от другой и менее утолщаются в середине. Они выше уже потому, что стоят на базах, которые образуют книзу переход от перпендикулярной линии к горизонтальной линии подстройки (suggestus). База бывает аттическая: на четырехугольной плите лежат одна спейра, один барабан (торос или трохил) и опять одна спейра; или ионийская: четырехугольная плита, два барабана и одна спейра, которые кверху несколько суживаются. Вдоль К. проведены 24 каннелюры, более глубокие и узкие, чем у дорических К., отделенные уже не острыми гранями, а узкими полосками (scamili). Гипотрахелий преобразовался в антемион (цветок) и украшался вместо каннелюр 5 рельефными листьями. На нем лежит очень небольшой эхин, украшенный т. н. жемчужным кольцом (астрагалом) выпуклой работы; над последним же иногда располагается небольшая спейра. Над этим находится четырехугольная плита (волюта, volutae), спереди и сзади которой проходит рядом множество небольших линий и каналов, которые, свертываясь в рогообразные завитки, при своем соединении образуют небольшие круглые выпуклости (офтальмы). С боков эта плита выглядит по-разному. На завитках лежит маленький четырехугольный абак, украшенный жемчужными кольцами. Архитрав состоит из трех несколько вьщающихся одна над другой горизонтальных балок (fasciae). Концы покоящихся на архитраве поперечных балок обложены одним сплошным фризом с рельефными изображениями людей или животных.
  •          У коринфской К. база и стержень такие же, как у ионической, зато антемион обнимает всю капитель и имеет вид цветочной чашечки (калаф), состоящей из 2 рядов листьев аканта (по 8 листьев в каждом), перемежающихся другими украшениями. Из них вырастают кверху четыре завернутых наподобие завитков стебля с меньшими листьями. На этом покоится небольшой расширяющийся кверху абак, а затем ионийский архитрав. Такая коринфская капитель была изобретена, по свидетельству Витрувия, ок. 415 г. до н. э. афинским архитектором и скульптором Каллимахом, который славился своей тонкостью и изящной отделкой деталей. Предполагают, что она была впервые применена при постройке храма Алейской Афины в Тегее в 395 г. до н. э.; именно там между дорической и ионической колоннадами находился еще третий ряд коринфских К.
  •          Греческие К. применялись в архитектуре в основном как опора крыши. Они смягчают, главным образом своей капителью, переход вертикальной, устремляющейся вверх и подпирающей линии в продольную горизонтальную, которая величаво доминирует во всем здании греческого храма. Со всех сторон они обнаруживают полнейшую соразмерность пропорций. Спокойное величие и всеобъемлющее могущество богов, которые сами живут в храме, скрываясь в таинственном мраке от всего мирского, пластически выражено в этой форме, чуждой всего фантастического, зато пленяющей простой, но внушительной красотой.
  •          Однако со временем К. превратились в особое украшение всякого рода великолепных зданий, преимущественно портиков и базилик. Такое же значение имели полуколонны и кариатиды (напр., в Эрехтейоне в виде высеченных из мрамора женских фигур с корзинами на головах). Впоследствии часто воздвигались отдельные К. значительных размеров в виде памятников в честь знаменитых мужей.
  •          Римляне не изобрели никакого нового стиля и пользовались при постройках по большей части коринфским стилем. Т. н. римская или сложная (composita) К. — не что иное, как разукрашенное видоизменение коринфской. Капитель ее составлена из капителей коринфской и ионийской К. Тосканская или этрусская К. с простой базой и такой же капителью отличалась более толстым, сравнительно с высотой, стволом. Поддерживая не каменный, а деревянный архитрав, она допускала гораздо большие промежутки; вообще же она отличалась простотой и силой, вследствие чего называлась рустикой (rustica).
  •          Из отдельных К. в Риме наиболее известны следующие:
  •          1) гранитная К. Антонина, воздвигнутая сенатом, найдена в 1704 г.;
  •          2) К. М. Аврелия из белого мрамора, переделанная Папой Сикстом V и посвященная Аппию Павлу;
  •          3) К. Траяна, красивейшая из всех и стоящая до сих пор на своем месте. Состоит из 34 кусков белого мрамора и вместе с постаментом имеет высоту 117 футов. Полая внутри, она снабжена витой лестницей в 184 ступени. Украшающие ее снаружи рельефы представляют 2500 человеческих фигур в сюжетах из дакийского похода;
  •          4) К. Цезаря на Форуме с надписью «Parenti patriae» («Отец отечества»), вьппиной в 20 футов, из нумидийского мрамора; после смерти Цезаря она была разрушена Долабеллой;
  •          5) К. Мения, массивная К., поддерживавшая балкон перед домом ее строителя Мения, где судили рабов, воров и должников. Рис. 4. Колонна Вследствие этого такого Траяна рода преступники назывались колумнариями (columnarii);
  •          6) ростральная К. (rostrara) со знаменитыми носами кораблей Дуилия;
  •          7) С. belliса перед храмом Беллоны у Карментальских ворот, где консул обычно оглашал объявление войны враждебным народам. Отдельные К. (columnae или pilae) также стояли в Риме и перед помещавшимися в портиках книжными лавками (tabernae) с вывешенным списком появившихся в продаже сочинений.
  •          Горы или скалы, особенно выдающиеся мысы назывались в переносном смысле К. (столбами). Так, напр., мыс Кальпа и гора Абила, образующие нынешний Гибралтарский пролив, назывались Геркулесовыми столбами, а крайняя юго-западная оконечность Италии — columna Rhegia (Регийская К.).