Колонии

    Коло́нии
  •          (греч. κληρουχία, лат. colonia).
  •     I. Греческие К. были основаны как из политических, так и из коммерческих соображений. По политическим причинам К. создавали:
  •          1) когда побежденное племя оставляло свою родину, как это в больших размерах случилось после похода дорян и гераклидов; масса греческого населения отхлынула в Малую Азию и основала там вдоль берегов ряд эолийских, ионийских и дорийских колоний, которые на этом побережье победоносно защищали греческую культуру от влияния варваров, шедших с востока; из исторических времен примерами подобных колоний могут служить Мессена и Массалия;
  •          2) когда одна политическая партия должна была уступить место другой (Тарент и Сиракузы);
  •          3) когда слишком увеличивалось население (Регий).
  •          Однако наиболее распространенной причиной основания К. было расширение торговых связей. Для этой цели чаще всего выбирали прибрежные области, в которых можно было устроить удобные гавани. Это стремление привело к возникновению многочисленных поселений в прибрежных азиатских странах, на берегах Понта, Боспора Фракийского и на окраинах Италии, Сицилии и Галлии. В этом отношении К. проявили еще большую энергию, чем их метрополии в Элладе. Позже к этому прибавилось стремление приобрести крепкие стратегические пункты, способствующие охране торговых путей. Со времен Александра даже желание обеспечить ветеранов служило побуждением к основанию новых городов.
  •          Повод к выведению К. и указание на выбор места чаще всего давал Дельфийский оракул (реже какой-либо другой). Руководителем поселения (ойкистом или ктистом) обычно назначался человек, отличавшийся высокими нравственными и деловыми качествами. Отправиться мог каждый, кто изъявлял желание, даже иностранцы. Впрочем, иногда при вызовах к выселению, о которых оповещали керики (герольды), определялся определенный класс людей. Руководитель поселения должен был размерить и раздать занятую землю, положить основание городу, если такового раньше не было, и т. п. (Поселенцы, которые отправлялись в уже существующие города, назывались эпойками.). После смерти он пользовался почестями, какие оказывали героям.
  •          Метрополией К. было то государство, которое предоставляло т. н. ойкиста и основную часть поселенцев. Обязанности К. по отношению к метрополиям были лишь такие, какие налагало на них чувство постоянной родственной связи. Учредительная грамота содержала в себе первые определения об обязанностях и об устройстве К. Однако, несмотря на то, что К. сохраняли государственный строй своих метрополий, в политическом отношении они были вполне независимы от них. Лишь в порядке исключения они должны были платить подати метрополии или получали оттуда своих высших должностных лиц. В то же время главное божество и религиозные культы метрополии, равно как и священный огонь из ее Пританея, переносились поселенцами на новую родину. К. также отправляли посольства с дарами на главные праздники метрополии и чеканили свои монеты с изображением ее герба. Они представляли гражданам метрополии право почетного места (проэдрия) на общественных зрелищах и при новом выселении иногда испрашивали у нее назначения т. н. ойкиста.
  •          От этих К. отличаются:
  •          1) торговые фактории, устраивавшиеся обществами в чужих государствах, напр. в Египте, и
  •          2) клерухии, служившие, вероятно, образцом римских К.
  •          При учреждении последних действовало право победителя, состоявшее в том, чтобы занять землю побежденных и раздать ее победителям в виде наследственных владений или участков (клеров). В этом смысле как клерухов можно рассматривать дорийцев в Пелопоннесе и фессалийцев по отношению к пенестам. Впоследствии клерухии особенно часто учреждали афиняне, начиная с 506 по 388 г. до н. э., что, вместе с разоружением союзников (симмахией), служило основным средством распространения афинского влияния. Древнейшим примером подобной колонизации служит Халкида, где гиппоботы были изгнаны из своих владений и земля их была разделена на 4 тыс. клеров и роздана афинским гражданам (позже, однако, отношения в Халкиде изменились). То же самое случилось впоследствии на о. Скирос по инициативе Кимона, а при Перикле — на Лесбосе, в Херсонесе, на Андросе и др. После сражения при Эгоспотомах все клерухии были потеряны, но вскоре были организованы новые. В 380 г. все клерухии опять пришлось уничтожить вследствие неудовольствия, которое они вызывали у населения. Однако уже в 356 г. вновь появляются подобные клерухии, учреждением которых демагоги стремились приобрести расположение беднейших слоев. Из добровольно являвшихся выбиралось посредством жребия определенное число клерухов; беднейшие снабжались оружием и путевыми деньгами. Они оставались афинскими гражданами и могли в любое время явиться в Афины и пользоваться там всеми правами граждан. Они могли даже иметь постоянное жительство в Афинах, а свои участки отдавать в аренду первоначальным владельцам или вообще посторонним лицам. Естественно, что поселившиеся клерухи объединились в отдельные общины, находившиеся в полной зависимости от метрополии, которая часто имела государственное имущество в самой клерухии. Они были обязаны нести военную службу и выполнять другие повинности в Афинах (халкидские клерухи снабдили экипажем 20 афинских кораблей у Артемизии и Саламина). Несмотря на то что они свободно выбирали себе начальство, клерухии находились под контролем Афин. Дань платили только немногие из них. Высший суд над ними принадлежал Афинам.
  •     II. Римляне основывали свои К. не так, как греки, обосновывавшиеся в ненаселенных местах, но выводили их в уже существовавшие города. Первоначально это делалось для того, чтобы поселенцы в качестве гарнизона новопокоренного города наблюдали за неприятелем и закрепляли за Римом новое приобретение, а также для того, чтобы эти К. служили плацдармом для новых завоеваний, как, напр., Венусия. Рядом с военной целью вскоре возникла и другая: пристроить таким способом недовольных и бедных граждан и таким образом сохранить спокойствие в Риме. Наконец, со времен Суллы военные К. стали учреждать исключительно для того, чтобы предоставить постоянное местопребывание и стабильные средства к существованию отслужившим воинам (что сопряжено было с величайшими насилиями и жестокостями по отношению к прежним обитателям). К. выводили с соответствующими церемониями специально для этого случая назначенные лица (Triunviri coloniae deducendae, Septemviri, даже Vigintiviri). Их устройство и магистратура полностью повторяли структуру римских городов (см. Муниципальные магистраты). По своим правам жители К. делились на нескольких разрядов:
  •          1) римские К. (с. civium Romanorum);
  •          2) латинские К. (с. Latinae), см. Лаций. Последние окончательно оттеснили на задний план К. римских граждан. Наконец, были еще
  •          3) с. juris Italici, т. е. К., находившиеся в провинциях и в виде исключения пользовавшиеся правом, какое имели находившиеся в Италии К. относительно освобождения от податей и т. п., см. Jus Italicum. И во времена Империи продолжали основывать военные К. Последней такой К. была Верона, учрежденная императором Галлиеном в 256 г. н. э.